Программы объединений по интересам страница 1

Дата: 6 марта 2018 в 10:58, Обновлено 16 сентября 2019 в 17:18

Программы объединений по интересам

«Юный натуралист»

Пояснительная записка

В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры детей в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.

Образовательная программа объединения по интересам (кружка экологических знаний) базового уровня для учащихся 2-й ступени учреждений общего среднего образования «Юный натуралист» позволяет создать условия для формирования экологической культуры личности учащихся посредством организации взаимодействия с объектами природной среды в процессе учебной деятельности.

Цель программы – содействие формированию экологической культуры личности учащегося посредством раскрытия творческих возможностей школьников; пробуждение осознанного понимания доброго, красивого, нравственного.

Задачи программы:

– активизация познавательной деятельности школьников;

– расширение экологических представлений школьников;

– углубление теоретических знаний  учащихся  в  области экологии, формирование   ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным   возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки;

– более полная реализация воспитательного и развивающего потенциала природоведческих знаний. Обеспечение более надежных основ экологической ответственности младших школьников;

– развитие коммуникативных способностей (в опыте коллективной и групповой работы);

– формирование творческого отношения к явлениям, происходящим в окружающем нас мире;

–организация творческой деятельности в формировании экологической культуры;

– воспитание доброжелательного отношения к окружающей среде и друг к другу, т.е. воспитание экологически грамотной личности;

– обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, развитие навыков практической и исследовательской деятельности; учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по определенной теме, организовывать поисковые экспедиции, команды, отряды.

Наряду с этим решаются задачи общего психологического развития (развитие творческого мышления, памяти, воображения, коммуникативных способностей), а также нравственного и общекультурного воспитания детей.

Материал творческого объединения предусматривает знакомство воспитанников с определенным кругом знаний о животном мире, которые постепенно расширяются и углубляются. Учащиеся знакомятся с домашними животными, их разнообразием, условиями содержания. Проводятся практические работы по уходу за животными, экскурсии и др.

Актуальность программы обусловлена возможностью использования природы как ведущего педагогического средства, позволяющего обратить внимание учащихся не только на закономерности существования природной среды, но и на роль человека в изменении природы. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

В процессе занятий учащимся предоставляется возможность получить и развить навыки самореализации и самоуправления.

Программа составлена на основе программы «Растишки», рекомендованной национальным институтом образования, и адаптирована к условиям живого уголка эколого-биологического центра с учетом возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста.

Срок реализации программы – 1 год обучения, 144 часа в год (2 раза в неделю по 2 часа).

При проведении занятий используются различные формы организации: групповые, индивидуальные, практикумы, экскурсии, игры, конкурсы.

Учебно-тематический план

Разделы темы

Количество часов

Всего часов

В том числе

Вводное занятие. Организация педагогического процесса в кружке.

Учебный эколого-билогический комплекс как база для работы кружка

Видовое разнообразие животных уголка живой природы. Экскурсия «Путешествие по учебному эколого-биологическому центру».

Природа Беларуси

Растительный и животный мир лесов, лугов, болот, водоёмов.

Птицы Беларуси

Мигрирующие животные

Экологические проблемы животного мира

Охрана окружающей среды

  1. 6

Нелегальная торговля дикими животными

Кто и почему попадает в Красную книгу?

  1. 8

Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы Республики Беларусь

Национальные парки, резерваты, заповедники мира

Осень в природе

  1. .1

Сезонные явления в природе

Подготовка растений и животных к зиме

  1. 3

Подготовительные работы осенью

Биоразнообразие планеты Земля

Земноводные. Отряд хвостатых и бесхвостых.

Царство змей.

Разнообразие птиц

Обобщение и систематизация знаний о животных. Занятие-соревнование.

Природа зимой

Значение снежного покрова для растений и животных

Основные приспособления животных и растений к перенесению неблагоприятных условий

Птицы зимой

Забота о птицах и других животных зимой

Домашние животные

Происхождение домашних животных

Собаки

Кошки

Зверье мое

Животные живого уголка

Особенности организации живого уголка. Правила поведения. Общее знакомство с обитателями.

  1. .2

Пернатые обитатели живого уголка.

Арагон черноголовый. Общая характеристика вида, содержание и кормление.

Неразлучники. Общая характеристика вида, содержание и кормление.

Волнистый попугайчик. Общая характеристика вида, содержание и кормление.

Амадины. Общая характеристика вида, содержание, разведение и кормление.

Экзотические птицы невиданной красы, населяющие живой уголок. Обобщение.

Игра-викторина «У всякой пташки свои замашки»

Террариум и его обитатели.

Разнообразие семейства Хомяковые.

Хомяки в домашних условиях. Их биология.

Песчанки. Их биология, условия содержания.

Разнообразие семейства Мышиные.

Крысы. Их биология, условия содержания.

Сатиновые мыши. Их биология, условия содержания.

Семейство Шиншилловые. Общая характеристика, виды.

Длиннохвостая шиншилла - обитатель живого уголка.

Семейство Зайцевые. Их общая характеристика, представители.

Кролик декоративный. Биология, условия содержания.

Семейство Свинковые. Морская свинка в живом уголке.

Обобщение и систематизация знаний о животных живого уголка

Мир аквариума

Аквариум. Устройство и содержание.

Аквариумные растения.

  1. .3

Аквариумные рыбки

  1. .4

Корм и кормление аквариумных рыб.

  1. .5

Друзья и враги в аквариуме.

Обобщение знаний об аквариумных рыбках

Весна в природе

Приметы наступления весны

Возвращение перелетных птиц

Изменение поведения животных

Появление насекомых

Подготовительные работы весной

Экскурсия «Весна красна»

Земля – наш общий дом

  1. .1

Экологические проблемы Беларуси.

  1. .2

Биологическое разнообразие организмов.

  1. .3

Сохранение видового разнообразия на планете Земля.

Итоговое занятие

  1. 1.1

Рефлексия полученных знаний и умений

  1. 1.2

Игра – путешествие «Экологический калейдоскоп»

Содержание образовательных областей программы

Вводное занятие (2 часа)

Раздел 1. Организация педагогического процесса (2часа)

  1. Учебный эколого-билогический центр как база для работы кружка. Видовое разнообразие животных уголка живой природы.

Экскурсия «Путешествие по учебному эколого-биологическому центру».

Раздел 2. Природа Беларуси (26 часов)

2.1. Растительный и животный мир лесов, лугов, болот, водоёмов.

Важнейшие представители флоры и фауны Беларуси. Использование животного мира человеком. Причины и последствия антропогенного воздействия на фауну. Животные Республики Беларусь, находящиеся под охраной.

Творческое задание: интерактивная игра «Что у нас общего?».

2.2. Птицы Беларуси

Разнообразие птиц Беларуси. Особенности строения и их отличительные признаки. Постоянные и перелетные виды. Певчие птицы.

Практическая работа: «Фотоохота на птиц».

2.3. Мигрирующие животные. Понятие миграции. Мигрирующие животные: птицы, рыбы, млекопитающие. Значение миграции в жизни животных. Оказание помощи человеком мигрирующим животным.

Боннская конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных.

2.4. Экологические проблемы животного мира. Оценка современного состояния фауны Беларуси (на примере района, области, республики). Экологическая проблема животного мира. Деградация животного мира. Охраняемые животные Беларуси, их распространение. Красная книга животных Республики Беларусь.

2.5. Охрана окружающей среды. Рациональное использование животного мира. Право пользования животным миром и его видами. Законодательство об охране и использовании животного мира. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира.

Ролевая игра «Кто больше зависит от природных ресурсов».

2.6. Нелегальна торговля дикими животными. Законодательство Республики Беларусь, регламентирующее вызов представителей фауны за пределы страны.  Опасность нелегальной торговли дикими животными. Международный запрет на торговлю видами дикой фауны. Ответственность граждан перед государством за нелегальный провоз и торговлю дикими животными.

Ролевая игра «Таможня».

2.7. Кто и почему попадает в Красную книгу? Красная книга Республики Беларусь. Растительный и животный мир под угрозой исчезновения. История возникновения красной книги.

Экологическая интерактивная игра «Моя точка зрения».

2.8. Национальные парки, заповедники и заказники Беларуси. Национальные парки, заповедники, заказники – сходства и различие. Территориальное расположение, численность и назначение заповедников, заказников, национальных парков Беларуси. Режим и объекты охраны. История создания национальных парков Республики Беларусь.

Самостоятельная работа с учебной литературой.

Практическая работа: подготовка реферата о национальных парках, заповедниках и заказниках Беларуси (на выбор).

2.9. Национальные парки, резерваты, заповедники мира. Национальные парки мира, их значение в мировой практике охраны природы. Гренландский – самый крупный национальный парк мира. Национальные парки Норвегии, их роль в сохранении арктической природы. Заповедное дело Северной Америки. Йеллоустонский национальный парк – первый национальный парк в мире. Старейший заповедник Украины – Аскания – Нова. Понятие резервов. Резерваты Европы, Азии, Северной, Южной и Центральной Америки. Объекты охраны резерватов мира.

Просмотр и обсуждение видеофильма «Йеллоустонский национальный парк» из цикла «Нетронутые уголки природы».

Раздел 3. Осень в природе (6 часов)

3.1. Сезонные явления в природе, изменения в жизни растений и животных, причины изменений природных явлений на земле. Красота осенней природы. Радость познания природы.

3.2. Подготовка растений и животных к зиме. Физиологические особенности растений по отношению к температурному режиму. Правила подготовки растений к зиме. Особенности зимовки домашних и диких животных.

Работа с учебными пособиями и научной литературой.

3.3. Подготовительные работы осенью. Подготовка растений к зиме. Осенняя посадка и пересадка. Обрезка плодовых и культурно-декоративных растений. Укрытие культурно-декоративных растений.

Практическая работа: Подготовка роз к зиме (обрезка и укрытие).

Раздел 4. Биоразнообразие планеты Земля (12 часов)

4.1. Млекопитающие, представители класса позвоночных животных. Распространение, отличительные особенности, классификация, значение в природе.

Практическая работа: Зарисовка представителей класса.

4.2. Пресмыкающиеся. Распространение, отличительные особенности, классификация, значение в природе.

Просмотр видеофильма из цикла «Нетронутые уголки природы «Галапагосы».

4.3. Земноводные. Отряд хвостатые и бесхвостые. Распространение, отличительные особенности, классификация, значение в природе. Конкурс на лучший рисунок «Царевна-лягушка».

4.4. Царство змей. Распространение, отличительные особенности, классификация, значение в природе. Просмотр видеофильма «Все о змеях, населяющих планету»

4.5.  Разнообразие птиц. Распространение, отличительные особенности, классификация, значение в природе и для человека. Игра-викторина «Птицы»

4.6.  Обобщение и систематизация знаний о животных. Занятие-соревнование. Игра-викторина «Царство животных».

Раздел 5. Природа зимой (8 часов)

5.1. Значение снежного покрова для растений и животных. Игра «Кто впадает в спячку». Снежный покров, как природное явление и его экологическое значение.

5.2. Основные приспособления животных и растений к перенесению неблагоприятных условий.

5.3. Птицы зимой. Классификация птиц (перелетные и зимующие). Экологические проблемы зимующих птиц.

Акция «Покорми птиц зимой».

5.4. Забота о птицах и других животных зимой. Проблемы охраны животного мира.

Практическая работа: Изготовление кормушек для птиц.

Раздел 6. Домашние животные (8 часов)

6.1. Происхождение домашних животных. История одомашнивания. Значение домашних животных в жизни человека. Просмотр мини-видеороликов «Такие забавные».

6.2. Собаки. Анатомо-физиологические особенности собак. Породы собак. Значение собак в жизни человека. Наблюдение за поведением своих питомцев, подготовка сообщения.

6.3. Кошки. Анатомо-физиологические особенности кошек. Породы кошек. Наблюдение в домашних условиях и описание их поведения.

6.4. Зверье мое. Работа с журналом «Веселый зоопарк». Подготовка сообщений о своих питомцах, подготовка к выставке фотографий «Братья наши меньшие».

Раздел 7. Животные живого уголка (42 часа)

7.1. Особенности организации живого уголка. Правила поведения в живом уголке. Беседа по технике безопасности во время работы в живом уголке.

7.2. Пернатые обитатели живых уголков. Многообразие видов птиц, содержащихся в живом уголке. Работа с энциклопедией.

7.2.1. Арагон черноголовый. Общая характеристика вида, содержание, кормление. Текущий уход.

7.2.2. Неразлучники. Общая характеристика вида, содержание, кормление. Текущий уход.

7.2.3. Волнистый попугай. Общая характеристика вида, содержание, кормление. Зарисовка попугая «Кеша».

7.2.4. Амадины. Общая характеристика вида, содержание, разведение и кормление. Работа с научной литературой.

7.2.5. Экзотические птицы невиданной красы, населяющие живой уголок. Обобщение, тестирование.

7.2.6. Игра-викторина «У всякой пташки свои замашки»

7.3. Террариум и его обитатели. Работа с энциклопедией по теме.

7.4. Разнообразие семейства Хомяковые. Их систематика.

7.4.1. Хомяки в домашних условиях. Биология, условия содержания и кормления. Текущий уход.

7.4.2. Песчанки. Представитель монгольская песчанка, содержание, кормление в домашних условиях.

7.5. Разнообразие семейства Мышиные. Систематика.

7.5.1. Крысы. Их биология, условия содержания и кормления.

7.5.2.  Сатиновые мыши. Их биология, условия содержания и кормления. Текущий уход.

7.6. Семейство Шиншилловые. Общая характеристика вида. Работа с научной литературой.

7.6.1.  Длиннохвостая шиншилла - обитатель живого уголка. Анатомическое строение, содержание, кормление. Зарисовка «Шейлы».

7.7. Семейство Зайцевые. Общая характеристика представителей.

7.7.1. Кролик декоративный. Общая характеристика, содержание, кормление. Текущий уход. Фотоконкурс «Мой крол».

7.8. Семейство Свинковые. Морская свинка в живом уголке. Текущий уход. Фотоконкурс «Такие разные свинки».

7.9. Обобщение и систематизация знаний о животных живого уголка

Игра-викторина «Наш веселый зоопарк». Конкурс рисунков «Я и мой питомец».

Раздел 8. Мир аквариума (12 часов)

8.1. Аквариум. Устройство и содержание. Различные типы аквариумов. Грунт и освещение аквариумов. Обогрев воды в аквариуме. Фильтры и обогреватели. Подбор и подготовка обитателей аквариума. Последовательность заполнения и заселения аквариума.

Практическая работа: поддержание чистоты в аквариуме, смена воды, применение разных способов очистки стенок аквариума и снятие пленки с поверхности воды.

8.2. Аквариумные растения. Значение растений в аквариуме. Видовой состав водных растений. Способы размножения аквариумных растений. Условия содержания растений в аквариуме.

Практическая работа: декорирование аквариумов живыми и искусственными водными растениями, подбор и посадка растений, текущий уход за аквариумами.

8.3. Аквариумные рыбки. Аквариумные рыбы и тип аквариума. Рыбы для холодноводного и тепловодного аквариума. Правила содержания и повадки рыб холодного и теплого аквариума. Условия содержания и акклиматизация рыб в аквариуме. Виды рыб для тепловодного и холодноводного аквариума

8.4. Корм и кормление аквариумных рыб. Основные правила кормления рыб. Виды корма. Составление графика и рациона кормления рыб. Особенности кормления живым кормом.

8.5. Друзья и враги в аквариуме. Биологическое равновесие в аквариуме. Изучение и определение вредных животных аквариума.

Практическая работа: Текущий уход за аквариумом.

Раздел 9. Весна в природе (16 часов)

9.1. Приметы наступления весны. Весенние явления в живой и неживой природе. Особенности развития первоцветов. Растения весной, развитие почек и листьев у деревьев и кустарников.

9.2. Возвращение перелетных птиц. Перелетные птицы и сроки перелета. Миграционные пути. Праздник «Встречаем пернатых друзей».

9.3. Изменение поведения животных. Пробуждение животных от спячки. Особенности весеннего образа жизни. Презентация «Мамы и детеныши».

9.4. Появление насекомых. Разнообразие насекомых и их значение в природе. Особенности образа жизни.

Практическая работа: Создание коллекции «Мир насекомых»

9.5. Подготовительные работы весной. Подготовка почвы для выращивания рассады. Способы размножения растений: вегетативное, семенное. Посадка однолетников и многолетников.

Практическая работа: Сбор насекомых – обитателей почв. Изучение личинок.

9.6. Экскурсия «Весна-красна». Экскурсия в городской парк. Беседа по итогам экскурсии. Блиц-опрос «Кого мы повстречали»

Раздел 10. Земля – наш общий дом (6 часов)

10.1. Экологические проблемы Беларуси. Проблемы водных ресурсов и почв. Практическая работа: изучение загрязненности водоема и взаимосвязь с животным миром. Эвтрофирование водоемов.

10.2. Биологическое разнообразие организмов. Классификация и разнообразие живых организмов планеты Земля. Игра-викторина «Мой мир».

Фильм из цикла «Нетронутые уголки природы» «Амазония».

10.2. Сохранение видового разнообразия на планете Земля. Особо охраняемые природные территории Беларуси и Мира . Их классификация и назначение. Презентация «Заповедные уголки Мира».

Раздел 11. Итоговое занятие (4 часа)

11.1. Рефлексия полученных знаний и умений. Повторение и закрепление пройденного материала.

Тестовые задания. Срез знаний по итогам учебного года.

11.2. Игра – путешествие «Экологический калейдоскоп».

Практическая работа: «Выбор тематики», «Подготовка оборудования к работе», «Распределение обязанностей и рубрик», «Коллективная работа».

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • первоначальные представления о живой и неживой природе;
  • разнообразие объектов живой и неживой природы;
  • внешнее и внутренне строение живых организмов, особенности их размножения и распространения;
  • взаимосвязи растений и животных, их роль в природе и жизни человека;
  • основные виды растений и животных Беларуси;
  • хозяйственно-ценные растения местной флоры;
  • биологические особенности и содержания животных в уголке живой природы;
  • методику проведения наблюдений и исследований;
  • правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • вести наблюдения в природе, придерживаться правил поведения в природе;
  • проводить наблюдения за развитием растений, поведением аквариумных рыб, птиц, зверей в уголке живой природы;
  • проводить  работы  на участке,  использовать  знания  по  биологии растений для выращивания с/х культур;
  • вести уход за животными в живом уголке;
  • проводить исследования, оформлять дневники;
  • организовать и провести экскурсию в природу, в живой  уголок для дошкольников;
  • применять полученные знания в повседневной жизни.

Учащиеся должны знать:

  • первоначальные представления о живой и неживой природе;
  • разнообразие объектов живой и неживой природы;
  • внешнее и внутренне строение живых организмов, особенности их размножения и распространения;
  • взаимосвязи растений и животных, их роль в природе и жизни человека;
  • основные виды растений и животных Беларуси;
  • хозяйственно-ценные растения местной флоры;
  • биологические особенности и содержания животных в уголке живой природы;
  • методику проведения наблюдений и исследований;
  • правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • вести наблюдения в природе, придерживаться правил поведения в природе;
  • проводить наблюдения за развитием растений, поведением аквариумных рыб, птиц, зверей в уголке живой природы;
  • вести уход за животными в живом уголке;
  • проводить исследования, оформлять дневники;
  • организовать и провести экскурсию в природу, в живой  уголок для дошкольников;
  • применять полученные знания в повседневной жизни.

Формы подведения итогов реализации программы

Для  подведения  итогов  реализации программы  эколого-биологического  профиля «Юный натуралист» проводятся контрольные, самостоятельные и творческие работы, собеседования, оценка результативности выполнения заданий и упражнений, контрольный опрос, защита проектов, экологический праздник. Может использоваться анкетирование обучающихся, тестирование и собеседование.

По  основным  изученным  разделам проводятся зачёты, конкурсные выставки, семинары-практикумы, публикация материалов проектов на сайте учреждения.

Формы и методы реализации программы

Используемые формы педагогического взаимодействия:

Основные: рассказ, практическая работа, экскурсия.

Дополнительные: праздник, коллективное творческое дело, проект, устный журнал, игра, экологический десант.

Используемые педагогические технологии:

Технология коллективной творческой деятельности, технология проектной деятельности, интерактивные технологии.

Используемые методы:

Методы формирования экологического сознания: рассказ, беседа,   пример, пояснение, демонстрация и др.;

Методы организации эколого-биологической деятельности, поведения учащихся: педагогическое требование, пример, упражнение, игра, просмотр мультемедийных информационных ресурсов, решение проблемных ситуаций, творческие задания, проектирование, конструирование, презентация, трудовые операции, творческие дела, встречи с интересными людьми.

Методы стимулирования эколого-биологической деятельности, поведения учащихся (поощрение, перспектива, ситуация успеха, ситуация психологического комфорта, туристский вечер, туристский праздник, гостиная, презентация, конференция юных экологов-краеведов и др.).

Методы контроля и оценки эколого-биологической деятельности, поведения учащихся (творческий отчет, выставка).

Литература и информационные ресурсы

1. Бяспалы,  Д.А.  Лясныя хітруны/ Д.А. Бяспалы – Мн.: Маст. л-ра, 1986.

2. Вдовиченко, В.М.  Экологическое краеведение (программа занятий по интересам для 2-4 классов общеобразовательных учреждений с русским и белорусским  языками обучения)/ В.М. Вдовиченко. 

3. Валова, З.Г.  Моисеенко, Ю.Е. Ребенок среди природы/ З.Г. Валова, Ю.Е.Моисеенко. – Мн, Полымя, 1985.

4. Верзилин,  Н.М. По следам Робизона/ Н.М. Верзилин – Мн, Народная асвета, 1982 г. – 239 с.

5. Герасимов, В.П.  Животный мир нашей Родины/  В.П. Герасимов. – М.: Просвещение, 1985.

6. Грычык, В.В. Дзікая прырода Беларусі: дапаможнік да факультатыўных заняткаў для вучняў 7-8 класаў/ пад агул. рэд. В.В. Грычыка. – Мн., Адукацыя і выхаванне , 2009. -272 с.

7. Даты международного экологического календаря: метод. Разраб. Орг.форм экологического образования учащихся/ Г.Е. Савельева и др.. – Мн: Адукацыя і выхаванне, 2009. -164с.

8. Дмитриев, Ю. Кто в лесу живет, что в лесу растет/ Ю. Дмитриев - Новосибирск, 1986.

9. Дмитриев,  Ю. Хитрецы и невидимки: Рассказы о том, кто как защищается/  Ю. Дмитриев – М.: Детская л-ра, 1967.

10. Запартович, Б.Б., Криворучко, Э.Н., Соловьева, Л.И. С любовью к природе: Дидактический материал по природоведению для начальной школы/ Под ред. И.Д.Зверева. – М.: Педагогика, 1983.

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела образования,

спорта и туризма Жлобинского

райисполкома

______________А.Н.Соловьёв

______._______.2019

«Юные исследователи»

Пояснительная записка

Образовательная программа эколого-биологической направленности «Юные исследователи» является базовой программой подготовки учащихся к практической учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность способствует формированию умственной самостоятельности, развитию творческих задатков, расширению и углублению знаний о жизнедеятельности живых организмов, удовлетворению потребности учащихся в самореализации.

Программа «Юные исследователи» является базовым, начальным этапом в подготовке учащихся к учебно-исследовательской деятельности и основана на изучении простейших методик сбора и обработки информации по геоботанике, этологии, орнитологии, энтомологии, гидробиологии и микроскопии.

Значительное количество учебного времени уделяется практическим занятиям, проводимым в полевых и лабораторных условиях. Результаты исследований оформляются в дневники наблюдений и фотоотчеты, на основе которых воспитанники учатся правилам написания учебно-исследовательских работ.

Программа «Юные исследователи» разработана на основании типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи эколого-биологического профиля от 06.09.2017 года.

Цель реализации программы – формирование у учащихся системы практических умений и навыков в области организации, проведения и оформления эколого-биологических исследований.

Задачи:

  • изучение основ наук образовательной области «Биология»;
  •  приобретение опыта использования методов биологической науки;
  •  изучение простейших методик сбора и обработки информации об объектах живой природы;
  •  формирование мотивационной основы конструктивной эколого-биологической деятельности, поведения человека в природе;
  • развитие эмоциональной отзывчивости учащихся к природе.

Актуальность программы «Юные исследователи» заключается втом, что она направлена на формирование принципов взаимодействия с природой. На сегодняшний день биология является одной из перспективных областей развития науки. Очень актуален вопрос воспитания школьника не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и умеющего раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний. В современной школе не всегда есть возможность для ученика реализовать себя в полной мере в качестве исследователя, поэтому весьма актуальны занятия детей и подростков в объединениях по интересом учебно-исследовательской направленности.

Образовательная область «Биология».

Биология объединяет ряд учебных дисциплин, предметов и направлений, которые реализуются в дополнительном образовании детей и молодежи. Программа «Юные исследователи» имеет учебно-исследовательское направление по ряду дисциплин (экология, геоботаника, микроскопия, этология, орнитология, энтомология и гидробиология).

Сроки получения дополнительного образования 1 год, количество занятий в неделю 2, продолжительностью по 2 часа (4 часа в неделю), 144 часа в год. Возраст учащихся 11 – 13 лет. Программой предусмотрено практических часов 89, что составляет 61,8% и теоретических часов 55 – 38,2%.

Особенности реализации программы.

Для более эффективного усвоения учебного материала на практических занятиях рекомендуется работать по подгруппам, координация и индивидуальные консультации учащихся проходят дистанционно с помощью групп в социальных сетях и мессенджерах.

При организации занятий в рамках программы используются следующие принципы:

  • принцип доступности и последовательности (предполагает построение содержания занятия от простого к сложному);
  • принцип научности (содержание занятия в объединении по интересам должно опираться на современные научные достижения);
  • принцип природосообразности (содержание и технология педагогического взаимодействия в рамках занятия должны соответствовать возрастным, половым, индивидуальным особенностям);
  • принцип наглядности (предполагает широкое использование на занятии наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения);
  • принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков);
  • принцип результативности (при проектировании содержания занятия необходимо четко определить, что узнает, чему научится каждый обучающийся);
  • принцип актуальности (предполагает максимальную приближенность содержания занятия к реальным условиям жизни и деятельности обучающихся);
  • принцип межпредметности (подразумевает междисциплинарность содержания педагогического взаимодействия, осуществление межпредметных связей);
  • принцип культуросообразности (соответствие содержания занятия времени и эпохе, сложившейся социокультурной ситуации, особенностям страны, региона, учреждения образования).

Занятия направлены на формирование у учащихся следующих компетенций:

  • академические компетенции: уметь учиться и работать самостоятельно, быть способным порождать новые идеи; уметь выполнять различные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация); владеть и применять базовые научные знания для решения теоретических и практических задач в жизнедеятельности; владеть исследовательскими навыками; уметь готовить доклады, рефераты, тезисы выступлений, презентации по изучаемым проблемам; уметь рефлексировать свой собственный опыт жизнедеятельности;
  • социально-личностные компетенции: быть способным к социальному взаимодействию; уметь работать в команде, творческой группе; иметь гражданскую позицию; быть способным к критике и самокритике; иметь гуманистическую направленность личности; быть готовым к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию;
  • общепрофессиональные компетенции: уметь работать с литературой и другими источниками информации; составлять какие-либо тексты, описания в соответствии с установленными требованиями; анализировать и оценивать собранную информацию по какой-либо проблеме.

Основной формой организации образовательного процесса при реализации программы объединения по интересам «Юные исследователи» является занятие.

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Всего

часов

В том числе

теоретических

практических

Организационное занятие

2

2

1

Значение экологии

4

4

1.1

Экология как раздел биологии. Глобальные экологические проблемы современности

2

1.2

Методы эколого-биологических исследований

2

2

Тактическая подготовка юного исследователя

8

2

6

2.1

Подготовка похода и экскурсии.

Опасности в условиях похода и экскурсии

2

2.2

Практические работы

2.2.1

Туристское снаряжение. Организация привалов и ночлегов в походе

2

2.2.2

Топографическая подготовка и ориентирование на местности

2

2.2.3

Техника и тактика в исследовательском походе и экскурсии

2

3

Основы геоботаники

22

6

16

3.1

Геоботаника как наука.Типы растительных сообществ

2

3.2

Методы геоботанических исследований

2

3.3

Практические работы (учебно-полевая практика)

3.3.1

Определение флористического состава лесных сообществ. Составление гербария «Растения леса»

4

3.3.2

Определение флористического состава луговых сообществ. Составление гербария «Растения луга»

4

3.3.3

Определение флористического состава болотных сообществ. Составление гербария «Растения болот»

4

3.3.4

Геоботаническое описание фитоценоза простейшими методами

4

3.4

Итоговое занятие

Интерактивная игра «Тайны зелёного мира»

2

4

Микроскопия в биоэкологических исследованиях

20

7

13

4.1

 Устройство микроскопа. Виды микроскопов. Основные приёмы и правила пользования микроскопом

2

4.2

Типы микропрепаратов: временные и постоянные препараты

2

4.3

Практические работы (лабораторный практикум)

4.3.1

Временные микропрепараты, способы их приготовления

2

4.3.2

Приготовление сухого микропрепарата

2

4.3.3

Приготовление влажного микропрепарата

2

4.3.4

Подкрашивание препаратов

4

4.4

Основы цифровой микрофотографии

1

4.5

Практические работы

4.5.1

Подготовка фотоальбомов с разного типа микропрепаратами

3

4.6

Итоговое занятие

Конкурс-выставка фотоальбомов с микропрепаратами учащихся

2

5

Основы этологии

22

6

16

5.1

Мифы о поведении животных

2

5.2

Методы этологических наблюдений. Выбор наблюдаемого объекта. Правила оформления дневников наблюдения

2

5.3

Практические работы

5.3.1

Составление этограмм

2

5.3.2

Наблюдение методом «Временных срезов» и обработка результатов

2

5.3.3

Метод регистрации отдельных поведенческих проявлений и обработка результатов

2

5.3.4

Метод «Стимул-реакция» и обработка результатов

2

5.3.5

Метод сплошного протоколирования, использование технических средств наблюдения

2

5.3.6

«Тотальное наблюдение», регистрация отдельных поведенческих проявлений

2

5.3.7

Наблюдение за фокальным животным и обработка результатов

2

5.3.8

Метод «Сканирования» и обработка результатов наблюдения

2

5.4

Итоговое занятие

Семинар-практикум «Поведение питомцев уголка живой природы»

2

6

Основы орнитологии

22

8

14

6.1

Орнитологи-любители или бёрдвотчеры. Правила наблюдения за птицами

2

6.2

Многообразие птиц родного края. Компании и акции АПБ

2

6.3

Методы изучения птиц

2

6.4

Практические работы (экскурсионно-практическая работа)

6.4.1

Определение птиц по внешнему виду с помощью атласа-определителя птиц

4

6.4.2

Определение птиц по голосам

2

6.4.3

Изучение видового состава орнитологической фауны лесов

2

6.4.4

Изучение видового состава орнитологической фауны лугов и полей

2

6.4.5

Изучение видового состава орнитологической фауны водоемов

2

6.4.6

Изучение видового состава орнитологической фауны болот

2

6.5

Итоговое занятие

Зачет (теоретическая часть – тест, практическая часть – определение птиц по голосам и внешнему виду)

2

7

Основы энтомологии

20

8

12

7.1

Экологические проблемы и насекомые

2

7.2

Общие правила работы с атласом-определителем насекомых

2

7.3

Методы сбора насекомых при проведении эколого-энтомологических исследований

2

7.4

Практические работы (учебно-полевая практика)

7.4.1

Методы сбора почвенных насекомых и насекомых лесной подстилки

2

7.4.2

Методы сбора насекомых травяно-кустарничкового яруса

2

7.4.3

Методы сбора насекомых древесного яруса и подлеска

2

7.4.4

Методы сбора летающих насекомых

2

7.4.5

Методы сбора насекомых на приманку

2

7.4.6

Подготовка энтомологической коллекции

2

7.5

Итоговое занятие

Защита рефератов «Значение насекомых в природе»

2

8

Основы гидробиологии

22

10

12

8.1

Обитатели водной среды – гидробионты

4

8.2

Основные методы исследований водной среды

2

8.3

Биоиндикация водоёма

2

8.4

Практические работы (учебно-полевая практика)

8.4.1

 Физико-географическая характеристика водоёма

2

8.4.2

Определение показателей качества воды

2

8.4.3

Изучение сообществ донных беспозвоночных

2

8.4.4

Биоиндикация водоема. Определение индекса Майера

2

8.4.5

Составление гербария водных растений

2

8.5

Итоговое занятие

Учебно-исследовательская конференция

2

Итоговое мероприятие

Экологический праздник

2

2

Итого часов

144

55

89

Содержание образовательных областей программы

Организационное занятие (2 часа)

Знакомство участников объединения по интересам. Ознакомление с планом работы. Инструктаж по технике безопасности.

Раздел 1. Значение экологии (4 часа)

1.1. Экология как раздел биологии. Цели и задачи экологии. Глобальные экологические проблемы современности. Загрязнение атмосферы. Разрушение озонового слоя, парниковый эффект. Загрязнение мирового океана. Загрязнение поверхностных вод. Проблемы леса. Сокращение биологического разнообразия. Исчерпаемость природных ресурсов. Проблема утилизации отходов. Демографический взрыв и глобальная продовольственная проблема.

1.2. Методы эколого-биологических исследований. Лабораторные и полевые методы исследований. Маршрутные, стационарные, описательные и экспериментальные методы. Метод моделирования.

Раздел 2. Тактическая подготовка юного исследователя (8 часов)

2.1. Подготовка похода и экскурсии. Распределение обязанностей в группе.Опасности в условиях похода и экскурсии. Характеристика опасностей в условиях похода, экскурсии. Опасности на биваке. Опасности, связанные с погодными условиями, ландшафтом местности: туман, гроза, ветер, водные преграды, крутые склоны и др. Средства обеспечения безопасности в походе, на экскурсии.

2.2. Практические работы

2.2.1.Снаряжение юного исследователя. Групповое, личное и специальное снаряжение. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в эксплуатации и транспортировке. Виды рюкзаков, палаток, спальников, бивачного снаряжения и др. Организация привалов и ночлегов в походе. Основные требования к месту привала и ночлега. Планировка лагеря. Противопожарные меры. Питание в походе. Калорийность пищи. Примерный набор продуктов питания для похода. Составление меню. Водно-солевой режим в походе.

2.2.2. Топографическая подготовка и ориентирование на местности. Определение азимута, движение по азимуту. Типы ориентиров. Чтение карты и правильное ее ориентирование. Элементы ориентирования по линиям местности и определение точки стояния.

2.2.3.Техника и тактика в исследовательском походе и экскурсии. Виды естественных препятствий на маршруте. Освоение технических приемов передвижения, страховки и самостраховки во время преодоления препятствий,работа с верёвками, страховочное снаряжение.

Раздел 3. Основы геоботаники (22 часа)

3.1. Геоботаника как наука.Задачи геоботаники.  Типы растительных сообществ: леса, луга, водные сообщества, болота. Хвойные, смешанные, широколиственные, черноольховые леса, пойменные дубравы. Суходольные и низинные луга.

3.2.  Методы геоботанических исследований. Методы пробных площадок и методы экологических рядов.

3.3. Практические работы (экскурсионная учебно-полевая практика)

3.3.1.  Определение флористического состава лесных сообществ. Составление гербария «Растения леса».

3.3.2.  Определение флористического состава луговых сообществ. Составление гербария «Растения луга».

3.3.3   Определение флористического состава болотных сообществ. Составление гербария «Растения болот».

3.3.4. Геоботаническое описание фитоценоза простейшими методами.

3.4. Итоговое занятие

Интерактивная игра «Тайны зелёного мира»

Раздел 4. Микроскопия в биоэкологических исследованиях (20 часов)

4.1.  Устройство микроскопа: объектив, окуляр, тубус, основание, предметный столик. Разрешающая способность микроскопа. Виды микроскопов: оптические и электронные. Основные приёмы и правила пользования микроскопом.

4.2.  Типы микропрепаратов: временные и постоянные препараты. Тотальные препараты, мазки, срезы, шлифы. Тепловая и химическая фиксация микропрепаратов. Способы фиксации жаром и этиловым спиртом. Окрашивание микропрепаратов метиленовой синькой и фуксином Пфейффера.

4.3.Практические работы (лабораторный практикум)

4.3.1. Временные микропрепараты, способы их приготовления.

4.3.2. Приготовление сухого микропрепарата.

4.3.3. Приготовление влажного микропрепарата.

4.3.4. Подкрашивание препаратов.

4.4. Основы цифровой микрофотографии

4.5. Практические работы

4.5.1. Подготовка фотоальбомов с разного типа микропрепаратами

Итоговое занятие. Конкурс-выставка фотоальбомов с микропрепаратами учащихся.

Раздел 5. Основы этологии (22 часа)

5.1. Легенды и мифы о поведении животных.

5.2.  Методы этологических наблюдений: составление этограмм, методы распределения внимания во времени, методы распределения внимания в пространстве, методы статистической обработки. Выбор наблюдаемого объекта. Правила оформления дневников наблюдения.

5.3. Практические работы

5.3.1. Составление этограмм.

5.3.2. Наблюдение методом «Временных срезов» и обработка результатов.

5.3.3. Метод регистрации отдельных поведенческих проявлений и обработка результатов.

5.3.4. Метод «Стимул-реакция» и обработка результатов.

5.3.5. Метод сплошного протоколирования и обработка результатов.

5.3.6. «Тотальное наблюдение» и обработка результатов.

5.3.7. Наблюдение за фокальным животным и обработка результатов.

5.3.8. «Сканирование» и обработка результатов наблюдения.

5.4. Итоговое занятие. Семинар-практикум «Поведение питомцев уголка живой природы».

Раздел 6. Основы орнитологии (22 часа)

6.1.  Орнитологи-любители или бёрдвотчеры.  Как правильно наблюдать за птицами. Снаряжение бердвотчера: бинокль или подзорная труба, дневник наблюдения, диктофон.

6.2. Многообразие птиц родного края. Знакомство с систематикой и экологическими группами птиц. Основные отряды птиц. Места обитания и приспособления птиц к местам обитания.

6.3.  Методы изучения птиц. Методика линейных трансектов (маршрутный учёт). Методика точечных учётов. Методика картирования территорий (площадочные учёты). Статистические методы обработки материала.

6.4. Практические работы (экскурсионно-практическая работа)

6.4.1. Определение птиц по внешнему виду с помощью атласа-определителя птиц.

6.4.2. Определение птиц по голосам.

6.4.3. Изучение видового состава орнитологической фауны лесов (занятие-экскурсия).

6.4.4. Изучение видового состава орнитологической фауны лугов (занятие-экскурсия).

6.4.5. Изучение видового состава орнитологической фауны водоемов (занятие-экскурсия).

6.4.6. Изучение видового состава орнитологической фауны болот(занятие-экскурсия).

6.5. Итоговое занятие. Зачет (теоретическая часть – тест, практическая часть – определение птиц по голосам и внешнему виду)

Раздел 7. Основы энтомологии (20 часов)

7.1.  Экологические проблемы и насекомые. Роль насекомых в природе.

7.2.  Общие правила работы с атласом-определителем насекомых. Знакомство с систематикой насекомых.

7.3. Энтомологическое оборудование. Методы сбора насекомых при проведении эколого-энтомологических исследований с помощью энтомологического кошения, волокушек, полотна, почвенного сита, ловчих поясов, почвенных ловушек, пищевых ловушек и т.д.

7.4. Практические работы (экскурсионная учебно-полевая практика)

7.4.1. Методы сбора почвенных насекомых и насекомых лесной подстилки.

7.4.2. Методы сбора насекомых травяно-кустарничкового яруса.

7.4.3. Методы сбора насекомых древесного яруса и подлеска.

7.4.4. Методы сбора летающих насекомых.

7.4.5. Методы сбора насекомых на приманку.

7.4.6. Подготовка энтомологической коллекции.

7.5. Итоговое занятие. Защита рефератов «Значение насекомых в природе»

Раздел 8. Основы гидробиологии (22 часа)

8.1.  Обитатели водной среды – гидробионты. Планктон, бентос, нектон, макрофиты водоёмов.

8.2. Основные методы исследований водной среды. Качественные и количественные методы сбора зоопланктона и зообентоса.Оборудование используемое для водных исследований.

8.3. Биоиндикация водоёма. Простейшие биоиндикационные индексы оценки качества водной среды по донным беспозвоночным. Биотический индекс Скотта или Майера.

8.4. Практические работы (экскурсионная учебно-полевая практика)

8.4.1. Физико-географическая характеристика водоёма.

8.4.2. Определение показателей качества воды.

8.4.3. Изучение сообществ донных беспозвоночных.

8.4.4. Биоиндикация водоема. Определение индекса Майера.

8.4.5. Составление гербария водных растений.

8.5. Итоговое занятие. Учебно-исследовательская конференция.

Итоговое мероприятие. Экологическая экспедиция или экологический   праздник. 

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны узнать:

  • понятие об экологии,глобальные экологические проблемы;
  • методы эколого-биологических исследований;
  • правила поведения в природе;
  • понятие о геоботаники;
  • методы геоботанических исследований;
  • устройство микроскопа;
  • типы микропрепаратов;
  • понятие об этологии;
  • понятие об орнитологии;
  • методы изучения птиц;
  • понятие об энтомологии;
  • методы сбора насекомых;
  • понятие о гидробиологии;
  • методы исследования водной среды;
  • представителей живой природы, занесённых в Красную книгу.

Учащиеся должны уметь:

  • определять растения и животных с помощью определителя;
  • составлять и монтировать коллекции и гербарии;
  • составлять геоботаническое описание участка местности;
  • готовить разного типа микропрепараты;
  • вести этологические и орнитологические наблюдения;
  • производить оценку качества водной среды по донным беспозвоночным;
  • осуществлять подбор литературы по теме исследования;
  • писать рефераты по заданной тематике;
  • самостоятельно определять предмет и объект исследования, уметь ставить цели и задачи;

Формы подведения итогов реализации программы

Для  подведения  итогов  реализации программы  эколого-биологического  профиля «Юные исследователи» проводится мероприятие в форме итоговой   экологической  экспедиции или  экологического  праздника.

Может использоваться анкетирование обучающихся, тестирование и собеседование.

По  основным  изученным  разделам проводятся зачёты, конкурсные выставки, семинары-практикумы, учебно-исследовательские  конференции, публикация материалов проектов на сайте учреждения.

Формы и методы реализации программы

Для реализации программы эколого-биологического профиля «Юные исследователи» используются как традиционные, так и инновационные методы работы.

Приоритетными формами педагогического взаимодействия при реализации программы являются групповая и индивидуальная.

Инновационными организационными формами проведения занятия являются преимущественно занятие-экскурсия, лабораторный практикум, учебно-полевой практикум, занятие мастер-класс, занятие-мозговой штурм, занятие-игра-путешествие, межпредметное занятие, турнир знатоков и др.

При организации учебного процесса на занятиях объединения по интересам можно использовать следующие методы:

  • методы формирования экологического сознания (объяснение,

рассказ, беседа, лекция, диспут, пример, консультация, показ опытов, слайдов, видеофильмов, дидактические игры, настольно-печатные и словесные игровые упражнения, игры-занятия, творческие игры, ролевые игрыи др.);

  • методы организации эколого-биологической деятельности

(лабораторный опыт, практическая работа, учебно-полевая практическая работа, экскурсионная деятельность, практическая природоохранная деятельность, работа с литературой и информационными источниками, самостоятельная работа, творческие задания, дистанционные методы обучения и др.);

  • методы стимулирования эколого-биологической деятельности

(конкурсы-выставки, конкурсы, турниры, праздники, защита творческих, учебно-исследовательских работ, перспектива, ситуация успеха и др.);

  • методы контроля и оценки эколого-биологической деятельности

(контрольно-диагностические методы, анализ результатов деятельности, интерактивные, рефлексивные методы.

  Педагогическими технологиями реализации программы эколого-биологического профиля «Юные исследователи» являются технологии: исследовательских методов обучения, коллективной деятельности, проектных методов, проблемного обучения, французских мастерских, дифференцированного обучения, дистанционного обучения и др.

Условия реализации программы

Для проведение теоретических занятий

Учебный кабинет, компьютер, мультимедийная установка, научно-методическая литература, учебно-методические материалы по темам программы.

Для проведения практических занятий

Оборудование для полевых работ:компас, рулетка, линейки (50 – 100 см.), термометры, индикаторная бумага, гербарные сетки, гербарные папки, бинокль, склянки для отбора проб 0,2 – 0,5 л, совок для работы с почвой, энтомологический сачок, энтомологическое сито, коническая планктонная сетка, водный сачок.

Лабораторное оборудование:штативы, пробирки, воронки, стеклянные цилиндры (градуированные), чашки Петри, препаровальные иглы, пинцеты, ступка с пестиком, металлическое сито, конические колбы 500мл, склянки (200 – 300 мл)с притертой пробкой, плоскодонные колбы, пипетки, микроскоп, набор микропрепаратов (по ботанике и зоологии), стекла предметные, стекла покровные, лупы различного разрешения, фильтровальная бумага, спиртовые горелки.

Химические реактивы:фенолфталеин, метиловый оранжевый, уксусная кислота, этиловый спирт, метиловый спирт, лимонная кислота.

Стенды и демонстрационное оборудование:экологическая карта района,стенды-определители (растений, млекопитающих, водных беспозвоночных, беспозвоночных почвы, беспозвоночных обитателей леса и луга, птиц, пресмыкающихся и земноводных), глобальных экологических проблем, эковестник-экокалендарь,  карта «Охраняемые территории Беларуси».

 Аквариум с водной растительностью и обитателями.

Уголок живой природы.

Литература и информационные ресурсы

  1. Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи.

Минск: Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, 2017.  – 43 с. // Постановление Министерства образования Республики Беларусь№123 от 06.09.2017 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь, 02.11.2017, 8/32482 Электронный ресурс. – Режим доступа: https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/upravlenie-raboy/molodezhi/ Дата доступа: 10.01.19.

2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: прил. к постановлению Министерства образования Респ. Беларусь от 14.12.2006 № 125. – Минск: Учреждение «ГИАЦ Министерства образования РБ», 2006. – 30 с. Электронный ресурс. –Режим доступа: www.bntu.by/images/stories/stud_sovet/inf/ conceptneprvospit.rtf. – Дата доступа: 01.12.2014.

3. Программа дополнительного образования эколого-биологического профиля, повышенного уровня «Экологический туризм: исследователи» /Гомельский эколого-биологический центр детей и молодёжи / Р.Ф. Хлебин, 2012.

4. Школьный экологический мониторинг: учебно-методическое пособие / под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.

5. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем / Э. Вайнерт,            Р. Вальтер, Т. Ветцель [и др.]; под ред. Р. Шуберта. – М.: Мир, 1988. – 350 с.

6. Дунаев, Е.А. Методы эколого-энтомологических исследований / Е.А. Дунаев. – М.: МосгорСЮН, 1997. – 44 с.

7. Шанцер, И.А. Растения средней полосы Европейской России. Полевой атлас / И.А. Шанцер. – 2-е изд. – М.: КМК. 2007. – 480 с.

8. Методические рекомендации по этологическим наблюдениям за млекопитающими в неволе / С.В. Попов, О.Г. Ильченко. – М.: МК, 1990.

9. Использование гидробиологических методов в исследовательской деятельности учащихся / Ю.К. Верес. – Минск: 2009.

10. Полевой определитель беспозвоночных / А.В. Полоскин, В.М. Хаитов. – М., 2006. – 16с.

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела образования,

спорта и туризма Жлобинского

райисполкома

______________А.Н.Соловьёв

________.______.2019

«Фитотерапевт»

Пояснительная записка

Лечение растениями и препаратами (фитотерапия) – имеет большое значение в современном мире. Несмотря на увеличение арсенала лекарственных средств за счет новых синтетических препаратов, в настоящее время в нашей стране около 30% лекарств относятся к средствам растительного происхождения. Эти и другие причины объясняют большой интерес, проявляемый к лекарственным растениям.

         С целью укрепления здоровья подрастающего поколения, более тесного общения с природой родного края создано объединение по интересам «Юный фитотерапевт»,  деятельность которого способствует воспитанию у учащихся бережного отношения к природе, любви к родному краю,  формированию экологической культуры, привитию навыков здорового образа жизни.

        Данная программа составлена на основе типовой программы, утвержденной министерством образования Республики Беларусь.

        Программа объединения по интересам имеет учебно-практическую направленность.

        При создании программы главным являлось необходимость раскрыть всю значимость и масштабность лекарственных растений для сохранения восстановления здоровья организма человека, а также использование нетрадиционных способов оздоровления, таких как ароматерапия.

Организация работы кружка способствует формированию экологически образованной личности и базируется на принципах:

  1. Гуманизации учебно-воспитательного процесса.
  2. Научности – на доступном уровне раскрывается идея  целостности природы, единства и взаимосвязи растительного мира  человека.
  3. Деятельностного подхода и индивидуализации учебно-воспитательной работы, где каждый ребенок выступает активным творцом отношений к природе, к себе, своему здоровью и другим людям.
  4. Интерактивного подхода, который основан на свободе учащегося, решающего образовательную задачу на обратной связи в системе педагог – обучающийся.
  5. Демократизации – соблюдению прав ребенка, уважение достоинств личности.

        При реализации программы используются идеи личностно-ориентированного педагогического процесса.

        Ценность данной программы для обучения, воспитания и развития личности ребенка заключается в том специфическом воздействии, которое оказывает на нее усвоение мировоззренческих идей и нравственно-экологических знаний. Совокупности интеллектуальных умений и навыков.

      Цель программы – выработать и развить у учащихся интерес к фитотерапии, к миру лекарственных растений. Формировать навыки здорового образа жизни средствами фитотерапии.

      Задачи:

  • формирование системы знаний и умений в области фитотерапии;
  • ознакомление с видовым составом, лечебными свойствами растений;
  • изучение эколого-биологических характеристик лекарственных растений, агротехники их возделывания;
  • формирование практических умений по выращиванию и заготовке лекарственных растений и приготовлению целебных чаев;
  • воспитание любви, ответственности за состояние и сохранение окружающей среды, потребности ведения здорового образа жизни;
  • создание условий для самореализации личности;
  • накопление учащимися эмоционально-позитивного опыта общения с окружающей природой;
  • развитие интереса к фитотерапии, творческих способностей и расширение кругозора учащихся;
  • развитие устойчивого интереса учащихся к проблемам фитотерапии;
  • формирование навыков учащихся по проектированию «Садов целебных культур».

Актуальность  программы состоит в том, что она расширяет и углубляет знания и умения учащихся по биологии, экологической культуре, способствует формированию здорового образа жизни. Изучение окружающей среды и взаимосвязь ее с человеком, позволяет познать возможности самого человека, жизнь и здоровье которого во многом зависит от отношения к природе. Экологическая культура должна формироваться с детства. Знание лекарственных растений, правильного использования их, рациональное питание входят в понятие экологической образованности. Здоровый образ жизни может вести только экологически образованный человек.

Реализация программы рассчитана на 1 год обучения и ориентирована на учащихся среднего школьного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2  часа, общим объемом 144 часа.

Формы проведения занятий: фронтальные, на которых формируются  общие понятия и навыки, групповые и звеньевые, так как скорость усвоения материала и творческий уровень учащихся неодинаков.

Занятия состоят из теоретической и практической части.

Учебно-тематический план

№  п\п

                       

                          Разделы, темы.

Всего

Организация        занятий

Теоретич.

Практич.

Вводное занятие

2

2

-

1

Экскурсия по учебно-опытному участку

2

1

1

1.1.

Цели, задачи и содержание работы кружка. Обсуждение плана коллективных творческих дел.

2

1

1

2.

Значение лекарственных растений для оздоровления человека

10

5

5

2.1.

Валеология – наука о здоровье.

2

1

1

2.2.

Значение фитотерапии для оздоровления человека.

2

1

1

2.3.

Лекарственный тайник природы.

2

1

1

2.4.

Экология человека и лекарственных растений.

2

1

1

2.5.

Экология питания.

2

1

1

3.

История траволечения

6

3

3

3.1.

История траволечения.

2

1

1

3.2.

Лекарственные растения местной флоры в легендах, поверьях, религиозных праздниках.

2

1

1

3.3.

История траволечения в Беларуси.

2

1

1

4.

Знакомство с коллекцией лекарственных растений

8

4

4

4.1.

Коллекционный участок и его значение.

2

1

1

4.2.

Знакомство с лекарственными растениями, применяемыми при заболеваниях пищеварительной системы.

2

1

1

4.3.

Травы избавят от неврозов.

2

1

1

4.4.

Растения и заболевания верхних дыхательных путей.

2

1

1

5.

Биологические особенности лекарственных растений

6

3

3

5.1.

Однолетние лекарственные растения.

2

1

1

5.2.

Двулетние лекарственные растения.

2

1

1

5.3..

Лекарственные многолетники.

2

1

1

6.

Этапы заготовки лекарственного сырья

12

-

12

6.1.

Сбор лекарственного сырья.

2

-

2

6.2.

Сушка лекарственных растений.

2

-

2

6.3.

Хранение лекарственного сырья.

2

-

2

6.4.

Приведение сырья в стандартное состояние.

2

-

2

6.5.

Ролевая игра «Путешествие в мир целебных трав».

2

-

2

6.6.

Игра-путешествие с доктором Травознайкой.   

2

-

2

7.

Общая характеристика лекарственных растений

24

12

12

7.1.

Разнообразие растений  их роль в жизни человека.

2

1

1

7.2.

Органы растений.

2

1

1

7.3.

Корень и его функции.

2

1

1

7.4.

Стебель и его функции.

2

1

1

7.5.

Лист и его функции.

2

1

1

7.6.

Листопад и его биологическое значение.

2

1

1

7.7.

Цветок. Строение цветка.

2

1

1

7.8.

Соцветия.

2

1

1

7.9.

Плоды.

2

1

1

7.10.

Семена.

2

1

1

7.11.

Целебные растения против радиации.

2

1

1

7.12.

Интерактивная игра «Ярмарка знаний».

2

1

1

8.

 Разнообразие природных комплексов лекарственных растений

12

6

6

8.1.

Лекарственные растения лугов.

2

1

1

8.2.

Лекарственные  болотные растения.

2

1

1

8.3.

Лекарственные растения пустырей.

2

1

1

8.4.

Лекарственные растения – сорняки.

2

1

1

8.5.

Ягодные лекари.

2

1

1

8.6.

Игра «Путешествие в зеленую аптеку».

2

-

2

9.

Дары лесов и их целебные свойства

12

6

6

9.1.

 Лес как природный комплекс.

2

1

1

9.2.

Лесные травы.

2

1

1

9.3.

Ролевая игра «Зеленая больница».

2

1

1

9.4.

Лекарственные свойства дикорастущих ягод.

2

1

1

9.5.

Аптека для зверей и птиц.

2

1

1

9.6.

Интерактивная игра «Что в лесу растет, кто в лесу живет?»

2

1

1

10.

Фитобар – форма пропаганды здорового образа жизни

8

4

4

10.1.

Фитобар – его значение, цель создания.

2

1

1

10.2.

Лекарственные растения, применяемые в фитобаре.

2

1

1

10.3.

Приготовление лекарственных сборов для фитобара.

2

1

1

10.4.

 Фитобар приглашает гостей.

2

1

1

11.

Опытническая работа

10

-

10

11.1.

Опытническая работа и ее значение.

2

-

2

11.2.

Тематика опытнической и исследовательской работы.

2

-

2

11.3.

Закладка опыта.

2

-

2

11.4.

Дневник по опыту. Ведение дневника.

2

-

2

11.5.

Фенологические наблюдения.

2

-

2

12.

Сад лекарственных культур

12

-

12

12.1.

Сад лекарственных культур.

2

-

2

12.2.

Возделывание лекарственных растений.

2

-

2

12.3.

Предпосевная подготовка семян.

2

-

2

12.4.

Посев семян лекарственных растений.

2

-

2

12.5.

Вегетативное размножение растений.

2

-

2

12.6.

Уход за растениями.

2

-

2

13.

Экологические  экскурсии

18

-

18

13.1.

Экскурсия в природу с целью изучения осенних явлений.

2

-

2

13.2.

Экскурсия «Вечнозеленые деревья и кустарники дендрария».

2

-

2

13.3.

Экскурсия «Природа зимой».

2

-

2

13.4.

Экскурсия « Весенние явления в жизни лекарственных растений».

2

-

2

13.5.

 Выход в природу с целью заготовки лекарственного сырья.

2

-

2

13.6.

Экскурсия «Лето в природе».

4

-

4

13.7.

Оформление результатов экскурсии.

2

-

2

13.8.

Экскурсия в аптеку«Фитоарсенал современной фитомедицины.»

2

-

2

13.9.

Экскурсия «По тропе Берендея».

2

-

2

14.

Итоговое занятие

2

-

2

14.1.

Интерактивная игра «Фитотерапевтическая карусель».

2

-

2

Итого

144

46

98

Содержание образовательных областей программы

        Вводное занятие (2 часа)

        Раздел 1. Экскурсия по учебно-опытному участку (2 часа)

        1.1. Знакомство с учреждением, права и обязанности воспитанников. Экскурсия.

        1.2. Цели, задачи и содержание работы кружка. Обсуждение плана коллективных творческих дел.

Экскурсия по учебному эколого-биологическому комплексу.

        Раздел 2. Значение лекарственных растений для оздоровления человека (10 часов)

        2.1. Валеология – наука о здоровье.

Понятие о здоровье. Валеология – наука о здоровье человека. Влияние условий жизни на здоровье человека.

Игра «Здоровье – это здорово».

        2.2. Значение фитотерапии для оздоровления человека.

Роль фитотерапии в народной медицине.

Интерактивная игра «Есть в травах и цветах целительная сила».

        2.3. Лекарственный тайник природы.

Лекарственные растения эколого-биологического комплекса. Видовой состав.

Игра «Определи по запаху».

        2.4. Экология человека и лекарственных растений.

Что такое экология? Взаимодействие человека с внешней средой.

Демонстрация слайдов.

        2.5. Экология питания.

Загрязнители пищи и здоровье. Дикорастущие растения в питании человека.

Практическая работа: приготовление блюд из целебных трав и плодов.

        Раздел 3. История траволечения (6 часов)

        3.1. История траволечения.

Первые сведения об использовании растений для лечения. Древние целители, аптекарские огороды.

Практическая работа: работа с научно-популярной литературой. Составление гербария – опознавателя народных названий лекарственных растений.

        3.2. Лекарственные растения местной флоры в легендах, поверьях, религиозных праздниках.

День святой Троицы, Праздник Ивана Купалы и лекарственные растения.

Интерактивная игра «В гостях у травницы Лизаветы».

        3.3. История траволечения в Беларуси.

 Связь с народными праздниками, обрядами.

Мини-инсценировка «Купалле».

        Раздел 4. Знакомство с коллекцией лекарственных растений учебного эколого-биологического комплекса (8 часов)

        4.1. Коллекционный участок и его значение.

Цель создания коллекционного участка. Его значение.

Практическая работа: благоустройство коллекционного участка.

        4.2. Знакомство с лекарственными растениями, применяемыми при заболеваниях пищеварительной системы.

Растения, применяемые при болезнях пищеварительной системы.        

Практическая работа: уход за растениями коллекционного участка.

        4.3. Травы избавят от неврозов.

Знакомство с растениями с успокаивающим действием: валерианой, синюхой, пустырником  и др.

Практическая работа: прополка растений коллекционного участка.

        4.4. Растения и заболевания верхних дыхательных путей.

Знакомство с противовоспалительными растениями коллекционного участка.

Практическая работа: сбор растений для изготовления натуральных экспонатов.

        Раздел 5. Биологические особенности лекарственных растений (6 часов)

        5.1 .Однолетние лекарственные растения.

Однолетние лекарственные растения. Видовой состав.

Самостоятельная работа: составление каталога однолетних лекарственных растений.

        5.2. Двулетние лекарственные растения.

Биологические особенности двулетних растений. Видовой состав двулетних лекарственных растений.

Самостоятельная работа: составление каталога двулетних лекарственных растений.

        5.3. Лекарственные многолетники.

Биологические особенности, основные виды многолетних лекарственных растений. Травянистые многолетники.

Интерактивная игра «Раздели на группы».

        Раздел 6. Этапы заготовки лекарственного сырья (12 часов)

        6.1. Сбор целебного сырья.

Правила сбора лекарственного сырья. Заготовка корней, цветов, листьев и других органов растений.

Практическая работ: заготовка лекарственного сырья.

        6.2. Сушка лекарственных растений.

Правила сушки. Температурные режимы.

Практическая работа: сушка сырья в сушильном шкафу.

        6.3. Хранение лекарственного сырья.

Правила хранения лекарственного сырья. Влияние влаги и температуры. Сроки хранения.

Практическая работа: определение температуры и влажности воздуха в помещении.

        6.4. Приведение сырья в стандартное состояние.

Первичная обработка сырья. Досушка. Сортировка. Измельчение сырья. Упаковка.

Практическая работа: приведение сырья в стандартное состояние.

        6.5. Ролевая игра «Путешествие в мир целебных трав».

Распределение ролей, подготовка экспонатов.

        6.6. Игра-путешествие с доктором Травознайкой.

        Раздел 7. Общая характеристика лекарственных растений (24 часа)

        7.1. Разнообразие растений  их роль в жизни человека.

Деревья, кустарники, травы. Отличие стеблей деревьев и кустарников от стеблей травянистых растений.

Практическая работа: составление  справочных пособий «Деревья, кустарники, травы».

        7.2. Органы растений.

Корень, стебель, лист, цветок и плод – орган растений.

Лабораторная работа: распознавание органов цветкового растения.

        7.3. Корень и его функции.

Главные, придаточные и боковые корни. Стержневые и мочковатые корневые системы.

 Лабораторная работа: изучение стержневых и мочковатых корневых систем.

        7.4. Стебель и его функции.

Разнообразие стеблей: прямостоячие, ползучие, лазящие и др. Связь корня с листьями.

Практическая работа: работа со справочной литературой по созданию картотеки лекарственных растений.

        7.5. Лист и его функции.

Внешнее строение листа. Форма края листовой пластики. Жилкование листьев. Листья простые и сложные.

Лабораторная работа: распознавание простых  и сложных листьев, определение типа листорасположения, жилкования.

        7.6. Листопад и его биологическое значение.

Основные причины листопада.

Опыт «Какую нагрузку выдерживает зеленый и желтый лист?»

        7.7. Цветок. Строение цветка.

Цветок – орган семенного размножения растений. Строение цветка.

Лабораторная работа: изучение строения цветка.

        7.8. Соцветия.

Виды соцветий их разнообразие.

Лабораторная работа: ознакомление с различными типами соцветий.

        7.9. Плоды.

Образование плодов и их значение. Сухие и сочные плоды

Практическая работа: создание коллекции плодов. Ознакомление с сухими и сочными плодами.

        7.10. Семена.

Семена однодольных и двудольных растений.

Практическая работа: создание коллекции семян лекарственных растений.

        7.11. Целебные органы растений против радиации.

Авария на Чернобыльской АЭС. Поступление радиоактивных изотопов в организм. Выведение радионуклидов из организма.

Практическая работа: изготовление картотеки «Растения против радиации».

        7.12. Интерактивная игра «Ярмарка знаний».

        Раздел 8. Разнообразие природных комплексов лекарственных растений (12 часов)

        8.1. Лекарственные растения лугов.

Биоценоз лугов, видовой состав лекарственных растений луга.

Практическая работа: составление картотеки луговых лекарственных растений.

        8.2. Лекарственные болотные растения.

Видовой состав и их лекарственные свойства.

Практическая работа: определение лекарственных растений болот по гербарию.

        8.3. Лекарственные растения пустырей.

Видовой состав и их лекарственные свойства.

Практическая работа: составление справочной таблицы «Растения пустырей».

        8.4. Лекарственные растения – сорняки.

Видовой состав. Их лекарственные свойства.

Ролевая игра «Сорные растения».

        8.5. Ягодные лекари.

Лекарственные свойства садовых ягодных культур.

Игра-путешествие «Ягодная страна».

        8.6. Игра «Путешествие в зеленую аптеку».

        Раздел 9. Дары лесов и их целебные свойства (12 часов)

        9.1. Лес как природный комплекс.        

Лес как экосистема. Его рациональное использование и охрана.

Просмотр  и обсуждение видеофильма «Лес. Значение, виды, экосистемы, экология».

        9.2. Лесные травы.

Лесные травы, их видовое разнообразие и лекарственные свойства.

Практическая работа: определение лесных лекарственных растений по гербарию.

        9.3. Ролевая игра «Зеленая больница».

Распределение ролей, подготовка экспонатов, репетиция, проведение игры.

        9.4.Лекарственные свойства дикорастущих ягод.

Земляника, голубика, черника и др. целебные лесные ягоды.

        9.5.Аптека для зверей и птиц.

Применение растений животными и птицами для лечения.

Практическая работа: составление справочной таблицы «Целители животных».

        9.6. Интерактивная игра «Что в лесу растет, кто в лесу живет?»

        Раздел 10. Фитобар – форма пропаганды здорового образа жизни (8 часов)

        10.1. Фитобар – его значение, цель создания.

Что такое фитобар в широком и в узком смысле слова?

Самостоятельная работа с литературой.

        10.2. Лекарственные растения, применяемые в фитобаре.

Мята, шалфей, мелисса и другие растения применяемые в фитобаре.

Составление картотеки «Растения фитобара».

        10.3. Приготовление лекарственных сборов для фитобара.

Составление сборов для повседневно бытового употребления напитков.

Практическая работа: составление  сборов из лекарственного сырья.

        10.4. Фитобар приглашает гостей.

Проведение фитобара.

Практическая работа: дегустация целебных напитков.

        Раздел 11. Опытническая работа (10 часов)

        11.1. Опытническая работа и ее значение.

Роль науки в фитотерапии. Значение опытнической работы для учащихся.

Практическая работа: работа со справочной литературой.

        11.2. Тематика опытнической и исследовательской работы.

Выбор темы для опытнической и исследовательской работы учащихся. Постановка цели и задач. Проведение подготовительной работы.

Практическая работа: работа со справочной литературой.

        11.3. Закладка опыта.

Требования к проведению опытов и наблюдений. Разработка планов проведения опытов.

Практическая работа: закладка опыта.

        11.4. Дневник по опыту. Ведение дневника.

 Требования к оформлению дневника. Подготовка отчетов и рекомендаций по тематике опытов.

Практическая работа: оформление дневников по опыту.

        11.5. Фенологические наблюдения.

Фенология как наука. Фенологические фазы развития растений. Значение фенологических наблюдений.

Практическая работа: проведение фенологических наблюдений.

        Раздел 12. Сад целебных культур учебного эколого-биологического комплекса (12 часов)

        12.1. Сад лекарственных культур.

Планировка и создание сада лекарственных культур.

Самостоятельная работа: создание проекта сада целебных культур.

        12.2. Возделывание лекарственных растений.

Подготовка почвы под посев. Перекопка почвы. Внесение удобрений.

Практическая работа: подготовка почвы под посев.

        12.3. Предпосевная подготовка семян.

Проверка семян на всхожесть. Дезинфекция семян.

Лабораторная работа: проверка семян на всхожесть.

        12.4. Посев семян лекарственных растений.

Выбор способов и сроков посева.

Практическая работа: посев семян целебных растений.

        12.5. Вегетативное размножение растений.

Размножение делением куста,  корневыми отпрысками, черенками и т.д.

 Практическая работа: размножение  многолетников.

        12.6. Уход за растениями.

Прополка, рыхление почвы, полив.

Практическая работа: проведение мероприятий по уходу за растениями.

        Раздел 13. Экологические экскурсии, походы (18 часов)

        13.1.Экскурсия в природу с целью изучения осенних явлений.

        13.2. Экскурсия «Вечнозеленые деревья и кустарники дендрария».

        13.3 .Экскурсия «Природа зимой».

        13.4. Экскурсия «Весенние явления в жизни лекарственных растений».

        13.5. Поход в природу с целью заготовки лекарственного сырья.

        13.6.Экскурсия «Лето в природе».

        13.7. Экскурсия в аптеку «Фитоарсенал современной фитомедицины».

        13.8. Поход в природу «По тропе Берендея».

        Раздел 14. Подведение итогов работы за год (2 часа)

        14.1. Интерактивная игра «Фитотерапевтическая карусель».

Ожидаемые результаты

        Учащиеся должны знать:

  • лекарственные растения, их значение в биоценозах;
  • лечебные свойства растений;
  • факторы, которые влияют на здоровье человека;
  • правила сбора лекарственного сырья;
  • методику исследовательской работы.

        Учащиеся должны уметь:

  • определять наиболее распространенные виды лекарственных растений;
  • составлять лечебный сбор из растений;
  • готовить лечебный чай, настой, отвар.

Формы подведения итогов реализации программы

Для  подведения  итогов  реализации программы  эколого-биологического  профиля «Юный фитотерапевт» проводятся контрольные, самостоятельные и творческие работы, собеседования, оценка результативности выполнения заданий и упражнений, контрольный опрос, защита проектов, экологический праздник. Может использоваться анкетирование обучающихся, тестирование и собеседование.

По  основным  изученным  разделам проводятся зачёты, конкурсные выставки, семинары-практикумы, публикация материалов проектов на сайте учреждения.

Формы и методы реализации программы

Используемые формы педагогического взаимодействия:

Основные: рассказ, практическая работа, экскурсия.

Дополнительные: праздник, коллективное творческое дело, проект, устный журнал, игра, экологический десант.

Используемые педагогические технологии:

Технология коллективной творческой деятельности, технология проектной деятельности, интерактивные технологии.

Используемые методы:

Методы формирования экологического сознания: рассказ, беседа,   пример, пояснение, демонстрация и др.;

Методы организации эколого-биологической деятельности, поведения учащихся: педагогическое требование, пример, упражнение, игра, просмотр мультемедийных информационных ресурсов, решение проблемных ситуаций, творческие задания, проектирование, конструирование, презентация, трудовые операции, творческие дела, встречи с интересными людьми.

Методы стимулирования эколого-биологической деятельности, поведения учащихся (поощрение, перспектива, ситуация успеха, ситуация психологического комфорта, туристский вечер, туристский праздник, гостиная, презентация, конференция юных экологов-краеведов и др.).

Методы контроля и оценки эколого-биологической деятельности, поведения учащихся (творческий отчет, выставка).

 Литература и информационные ресурсы

        1. Анохина В.С. и др. опыт инаблюдение на уроках биологии.-Мн.:Университетское,1991;

        2. Батурицкая Н.В., Фенчук Г.Д., Удивительные опыты с растениями.-Мн.:Нар.асвета,1991;

        3. Велек И., Что должен знать и уметь защитник природы.- М.: Прогресс,1983

        4. Гончарова Т.А.. Энциклопедия лекарственных растений.- М.Изд. Дом  МСП,1999,-  1 т. с.560, 2т. с.523;

        5. Гортинский Г., Яковлев Г.. Комнатные растения. Целители в вашем доме.- М.: ЗАО «Фитон»,200,с.159;

        6. Дикорастущие растения и грибы в медицине и кулинарии/под редакцией Нечаева Э.-М.: Воен. Изд. 1994, с-446;

        7. Изучай, экспериментируй, исследуй: Тематика и метод.указания к проведению опытнической,экспериментальной, исследовательской работы по заданию ученых.-Мн.: 1997;

        8. Кашлев С.С., Игры-путешествия с экологическим содержанием. – Мн.: НМ центр, 1997;

        9. Кашлев С.С., Современные технологии педагогического процесса/С.С. Кашлев.-МН., 2000;

        10. Кашлев С.С., Интерактивные методы обучения педагогики.-Мн. «Вышейшая школа», 2004, с.173;

        11. Кевра М.П., Растения против радиации. – Мн.: Высш.школа, 1993;

        12. Корсун В.Ф., Коваленко В.В., Аптекарский огород. Мн.: Урожай, 1994, с. 301;

        13. Красиков С., Лесная энциклопедия. – М. 1997,  с. 351;

        14. Кузнецова М.А., Лекарственное растительное сырье. – М. Высшая школа, 1984, с. 207;

        15. Копилка опыта; Справочник педагога /Сост.Н.Г.Полякова.- Мн.: Ураджай,1988;

        16. Попов В.И. и др.  Лекарственные растения. – Мн.: Полымя, 1984, с. 239;

        17. Рыбак Г.М. и др. Пряности. – Киев Урожай, 1995, с. 189;

        18. Спиридонов Г., Родники здоровья. – М. Молодая гвардия, 1986, с. 223;

        19. Сотник В.Ф., Кладовая здоровья. – М. Лесная пром., 1990;

        20. Стекольников Л.И., Мурох В.И., Целебные кладовые природы. – Мн.: Ураджай, 1979, с. 371;

        21. Стекольников Л.И., Мурох В.И., Наш зеленый исцеляющий друг. – Мн.: Ураджай, 1986, с. 255;

        22. Красная книга Республики Беларусь Растения - Мн.: Беларусская энциклопедия им. Петруся Бровки  2005, с. 454;

        23. Шмярко Л.П., Мазан И.П., Лекавыя расліны у комплексным лячэнні. – Мн. Навука і тэхніка, 1989, с. 399

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела образования,

спорта и туризма Жлобинского

райисполкома

______________А.Н.Соловьёв

________.______.2019

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.