Программы объединений по интересам страница 2

Дата: 16 сентября 2019 в 17:12, Обновлено 16 сентября 2019 в 17:13
Автор: Кучук Ю. В.

«Экотуризм и экспериментальная экология» (старшая группа)

Пояснительная записка

Образовательная программа кружка «Экотуризм и экспериментальная экология» является программой, направленной на подготовку учащихся к практической учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности во время проведения экологических экскурсий, походов, экспедиций.

Исследовательская деятельность учащихся способствует развитию у них творческих задатков, формированию умственной самостоятельности, удовлетворению потребности в самореализации, расширению и углублению знаний о жизнедеятельности живых организмов. Исследовательская деятельность позволяет учащимся узнать особенности структурно-функциональной организации живых организмов в различных экологических условиях, их взаимосвязи в природе, изучить народно-хозяйственное значение живых организмов и сообществ, их рациональное использование и охрану.

Следовательно, значительное количество времени уделяется изучению основных методик сбора информации о состоянии различных компонентов экосистем, изучению биологии и экологии различных видов живых организмов, их роли в экосистеме, написанию исследовательских работ по экологии.

Знание основ туристической деятельности можно отнести к традиционным методам воспитания, обучения и оздоровления детей. Туризм имеет комплексный, интегративный характер воздействия на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала ребенка, уровня знаний и умений, удовлетворении потребностей детей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой. Эколого-туристическая деятельность универсальна по содержанию и доступна по формам организации.

Цель программы: формирование у учащихся системы практических умений и навыков в области организации и проведения экологических исследований.

Задачи программы:

образовательные:

  • сформировать представление об экологии как науке;
  • познакомить с основами туризма и ориентирования, исследовательской деятельностью, методиками экологического исследования, основами геоботаники, гидробиологии, зоологии, особенностями структуры и функционирования наземных и водных экосистем;

развивающие:

  • формировать мотивационную основу конструктивной эколого-биологической деятельности, поведения человека в природе;
  • развивать у учащихся интерес к экологии природы;
  • формировать у учащихся норм и правил поведения и деятельности в природе, взаимодействия с природой;
  • развивать физические, психологические и интеллектуальные качества, связанные с эколого-туристской деятельностью;
  • развивать и закреплять практические умения и навыки учащихся по основам исследовательской деятельности;

воспитательные:

  • содействовать формированию экологического мировоззрения;
  • воспитывать бережное отношение к объектам природной среды;
  • воспитывать у учащихся эмоционально-позитивный опыт общения с окружающей природой;
  • формировать у учащихся навыки коммуникативного поведения и межличностного общения.

Актуальность данной программы заключается в том, что благодаря организации исследовательской работы в экологическом походе достигается максимальный уровень интеграции между туристским и экологическим компонентами образовательного процесса, позволяя повысить эффективность обучения.

Программа рассчитана на 1 год обучения, общим объемом 216 часов, 6 часов в неделю. Основой содержания программы является знакомство с методами организации и проведения школьных экологических исследований по различным направлениям посредством туристической деятельности. Содержание программы обуславливает необходимость использования различных форм и методов: эксперимента, наблюдения, экскурсий, походов, практических и лабораторных работ. Как следствие, в программе преобладающее количество часов (более 30%) отведено на практическую работу. Учебные проекты разработаны с учётом возрастных особенностей учащихся от 11 до 16 лет.

Ежемесячно проводится инструктаж по технике безопасности.

Краткий перечень оборудования и материалов.

Программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

  • оборудование для полевых работ:

компас, рулетка; линейки (50 – 100 см.); термометры; индикаторная бумага; гербарные сетки, гербарные папки; весы портативные электронные (весы аптекарские); бинокль; склянки для отбора проб 0,2 – 0,5 л; совок для работы с почвой; энтомологический сачок; энтомологическое сито; коническая планктонная сетка; водный сачок.

Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Количество часов

всего

в том числе

теоретических

практических

Вводное занятие

Программа работы объединения. Знакомство участников объединения

2

1

1

1

Значение экологии

6

3

3

1.1

Экология как наука. Глобальные экологические проблемы современности.

1

1

1.2

Экологические проблемы Беларуси.

1

1

1.3

Экскурсия «Экологические проблемы города»

3

3

1.4

Экология и охрана природы

1

1

2

Методы экологических исследований

64

2

62

2.1

Лабораторные методы

1

1

2.2

Микроскопия в биоэкологических исследованиях

2

2

2.3

Основные приёмы и правила пользования микроскопом. Приготовление препаратов

10

10

2.4

Основы цифровой микрофотографии и видеосъёмки

10

10

2.5

Качественная оценка содержания основных классов органических веществ. Знакомство с биохимическими микроскопическими исследованиями

10

10

2.6

Полевые методы (маршрутный метод,

стационарный метод,

экспериментальный метод)

1

1

2.7

Экспериментальные методы орнитологических исследований

10

10

2.8

Экспериментальные методы исследования млекопитающих

10

10

2.9

Экспериментальные методы гельминтологических исследований

10

10

3

Основы туристической подготовки

45

6

39

3.1

Экологические исследования через экскурсионную и туристическую деятельность

1

1

3.2

Правила поведения в походе и экскурсии

1

1

3.3

Личное и групповое туристическое снаряжение

2

2

3.4

Виды костров

3

3

3.5

Установка палатки

3

3

3.6

Верёвки. Вязка узлов

10

10

3.7

Основные виды верёвочных переправ

1

1

3.8

Страховочные системы

6

6

3.9

Подготовка к походу, экскурсии

1

1

3.10

Техника движения в походе

1

1

3.11

Ориентирование в походе.

Виды ориентирования

3

3

3.12

Карты, используемые в туризме.

Топографические знаки

1

1

3.13.

Компас. Основы ориентирования с помощью компаса

3

3

3.14

Азимут. Хождение по азимуту

3

3

3.15.

Оценка расстояний и времени. Определение времени

3

3

3.16

Медицинские принадлежности в походе и экскурсии. Оказания первой доврачебной помощи

3

3

4

Основы гидробиологии

38

8

30

4.1

Основные методы исследований водной среды

1

1

4.2

Необходимое оборудование, используемое для водных исследований

1

1

4.3

Водные объекты. Водоемы Беларуси.

1

1

4.4

Изучение водных экосистем

1

1

4.5

Экскурсия «Физико-географическая характеристика водоёма (реки или озера). Гидрологические наблюдения»

3

3

4.6

Состав воды.

1

1

4.7

Экскурсия «Отбор проб на водоемах»

3

3

4.8

Практическая работа: определение показателей качества воды

2

2

4.9

Практическая работа: биоиндикация загрязнения водоема

2

2

4.10

Организмы водной экосистемы

1

1

4.11

Экскурсия «Изучение планктонных организмов водоёма (реки или озера)»

3

3

4.12

Практическая работа: определение структуры экосистемы водоёма

2

2

4.13

Нектонные и перифитонные организмы

2

2

4.14

Экскурсия «Изучение нектонных организмов водоёма (реки или озера)»

4.15

Экскурсия «Изучение перифитонных организмов водоёма (реки или озера)»

3

3

4.16

Бентосные организмы

1

1

4.17

Экскурсия «Изучение бентосных организмов водоёма (реки или озера)»

3

3

4.18

Практическая работа: составление коллекции «Бентосные организмы водоёма»

2

2

4.19.

Растительность водоёмов

1

1

4.20

Экскурсия «Изучение макрофитов (реки или озера)»

3

3

4.21

Практическая работа: составление гербария «Макрофиты водоема»

2

2

5

Основы геоботаники

62

10

52

5.1

Геоботаника как наука. Гербарий.

2

2

5.2

Практическая работа: составление гербария «Растения и факторы среды»

2

2

5.3

Экологические группы растений по отношению к свету

1

1

5.4

Экскурсия «Растения и свет»

3

3

5.5

Экологические группы растений по отношению к влаге

1

1

5.6

Экскурсия «Растения и вода»

3

3

5.7

Экологические группы растений по отношению к составу почв

1

1

5.8

Экскурсия «Растения и почва»

3

3

5.9

Жизненные формы растений

1

1

5.10

Экскурсия «Жизненные формы растений»

3

3

5.11.

Экскурсия «Жизненные формы растений»

3

3

5.12

Биогеоценоз и экосистема. Фитоценоз

1

1

5.13

Лесные биогеоценозы

1

1

5.14

Экскурсия «Структура лесного биогеоценоза»

3

3

5.15

Экскурсия «Биогеоценоз соснового леса»

3

3

5.16

Экскурсия «Биогеоценоз пойменной дубравы»

3

3

5.17

Экскурсия «Биогеоценоз черноольхового леса»

3

3

5.18

Экскурсия «Биогеоценоз широколиственного леса»

3

3

5.19

Экскурсия «Биогеоценоз смешанного леса»

3

3

5.20

Практическая работа: определение структуры лесного биогеоценоза и выделение растительных ассоциаций

2

2

5.21

Практическая работа: составление гербария «Растения леса»

2

2

5.22

Луговые биогеоценозы

1

1

5.23

Экскурсия «Биогеоценоз суходольного луга»

3

3

5.24

Экскурсия «Биогеоценоз низинного (пойменного) луга»

3

3

5.25

Практическая работа: составление гербария «Растения луга»

2

2

5.26

Болотные биогеоценозы

1

1

5.27

Экскурсия «Биогеоценоз болота»

3

3

5.28

Практическая работа: составление гербария «Растения болот»

2

2

Итого

216

30

186

Содержание образовательных областей программы

Вводное занятие (1 час)

Программа работы кружка. Знакомство участников кружка. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. правила поведения в учебных кабинетах, лабораториях, на водоёмах, в лесу, на улице.

Раздел 1. Значение экологии (6 часов)

1.1. Экология как наука.

Экология как наука. Цели и задачи экологии. Содержание, история становления и развития экологии. Методология экологической науки.

1.2. Глобальные экологические проблемы современности.

Глобальные экологические проблемы современности. Загрязнение атмосферы. Разрушение озонового слоя, парниковый эффект. Загрязнение мирового океана. Загрязнение поверхностных вод. Сведение лесов и деградация почвенного покрова. Сокращение биологического разнообразия. Исчерпаемость природных ресурсов. Проблема утилизации отходов. Демографический взрыв и глобальная продовольственная проблема. Проблема войны и мира и ее экологические последствия.

1.3. Экологические проблемы Беларуси.

Радиационное загрязнение территории вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Деградация природных систем вследствие добычи полезных ископаемых. Загрязнение воздушного бассейна и поверхностных вод промышленным предприятиями и транспортом. Динамика численности лесов и деградация почвенного покрова. Проблема утилизации бытовых  промышленных отходов. Сокращение биологического разнообразия. Экологический бюллетень «Состояние природной среды Беларуси».

       1.4. Экскурсия «Экологические проблемы города».

1.5. Экология и охрана природы.

Природоохранное законодательство.  Природоохранные мероприятия. Красная книга Республики Беларусь. Особо охраняемые природные территории  республиканского и местного значения. Березинский биосферный заповедник. Национальные парки. Заказники. Памятники природы. Полесский радиационно-экологический заповедник – природная территория с особым статусом. Рамсарские территории. Территории важные для птиц.

1.6. Экскурсия «Природоохранные объекты местного значения».

Раздел 2. Методы экологических исследований (64 часа)

2.1. Лабораторные методы.

Микроскопия в биоэкологических исследованиях.

Основные приёмы и правила пользования микроскопом. Приготовление препаратов.

Основы цифровой микрофотографии и видеосъёмки.

Качественная оценка содержания основных классов органических веществ. Знакомство с биохимическими микроскопическими исследованиями

2.2. Полевые методы

Маршрутный метод, стационарный метод, экспериментальный метод.

2.3. Экспериментальные методы орнитологических исследований

2.4. Экспериментальные методы исследования млекопитающих.

2.5. Экспериментальные методы гельминтологических исследований.

        Раздел 3. Основы туристической подготовки (45 часов)

3.1.  Экологические исследования через экскурсионную и туристическую деятельность.

       3.2. Общая туристская подготовка.

 Правила поведения в походе и экскурсии. Личное и групповое туристическое снаряжение. Виды костров. Установка палатки.

 3.3. Основы ТПМ.

 Верёвки. Вязка узлов. Основные виды верёвочных переправ. Страховочные системы.  Подготовка к походу, экскурсии. Техника движения в походе.

 3.4. Основы ориентирования.

 Ориентирование в походе. Виды ориентирования.  Карты, используемые в туризме.

Топографические знаки. Компас. Основы ориентирования с помощью компаса. Азимут. Хождение по азимуту. Оценка расстояний и времени. Определение времени.

3.5. Первая доврачебная помощь в походе и на экскурсии.

Медицинские принадлежности в походе и экскурсии. Оказания первой доврачебной помощи.

Раздел 4. Основы гидробиологии (41 час)

4.1. Водные объекты.

Водные объекты и их значение в природе и для человека. Классификация водоёмов.

4.2. Водоемы Беларуси.

Реки, озера, водохранилища Беларуси.

4.3. Изучение водных экосистем.

Физико-географическая характеристика водоёма (реки, озера). Гидрологические измерения.

4.4. Экскурсия «Физико-географическая характеристика водоёма (реки или озера). Гидрологические наблюдения».

4.5. Состав воды.

Определение показателей качества воды. Определение химического состава воды. Кислотность воды. Определение растворенного кислорода. Определение нитритов, хлоридов, сульфатов. Определение натрия, калия, кальция, бария. Определение тяжелых металлов и нефтепродуктов.

4.6. Отбор проб на водоемах.

Правила отбора и консервации проб воды.

4.7. Практическая работа: определение показателей качества воды.

4.8. Практическая работа: биоиндикация загрязнения водоема

4.9. Организмы водной экосистемы.

Экологические группы организмов. Планктонные организмы. Разнообразие планктонных организмов. Оборудование для отбора проб. Особенности работы на разных водоемах.

4.10. Экскурсия «Изучение планктонных организмов водоёма (реки или озера)».

4.11. Практическая работа: определение структуры экосистемы водоёма.

4.12. Нектонные и перифитонные организмы.

Методы определения численности нектона. Методы отбора перифитонных организмов.

4.13. Экскурсия «Изучение нектонных организмов водоёма (реки или озера)».

4.14. Экскурсия «Изучение перифитонных организмов водоёма (реки или озера)».

4.15. Бентосные организмы.

Разнообразие бентосных организмов.  Оборудование для отбора бентосных организмов.

4.16. Экскурсия «Изучение бентосных организмов водоёма (реки или озера)».

4.17. Практическая работа: составление коллекции «Бентосные организмы водоёма».

4.18. Растительность водоемов.

Разнообразие растительности водоемов.

4.19. Экскурсия «Изучение макрофитов (реки или озера)».

4.20. Практическая работа: составление гербария «Макрофиты водоема».

Раздел 5. Основы геоботаники (61 час)

5.1. Геоботаника как наука.

Задачи геоботаники. Флора и растительность Беларуси.

5.2. Гербарий.

Технология сбора растений, их определение, сушка и монтировка.

5.3. Практическая работа: составление гербария «Растения и факторы среды».

5.4. Экологические группы растений по отношению к свету.

Гелиофиты, геолиосциофиты, сциофиты. Адаптациии растений к различным условиям освещения.

5.5. Экскурсия «Растения и свет».

5.6. Экологические группы растений по отношению к влаге.

Гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты. Адаптаци растения к различным условиям увлажнения.  Суккуленты и склерофиты.

5.7. Экскурсия «Растения и вода».

5.8. Экологические группы растений по отношению к составу почв.

Эутрофы, мезотрофы, олиготрофы. Галофиты. Базифилы и ацидофилы. Петрофиты и псаммофиты.

5.9. Экскурсия «Растения и почва».

5.10. Жизненные формы растений.

Система жизненных форм Раункиера. Фанерофиты, хамефиты, гемикриптофиты, криптофиты, терафиты. Системы жизненных форм Серебрянникова, Миркина.

5.11. Экскурсия «Жизненные формы растений».

5.12. Практическая работа: составление гербария «Жизненные формы растений».

5.13 Биогеоценоз и экосистема. Фитоценоз.

Географические особенности биогеоценоза. Растения в биоценозе. Видовая структура биогеоценоза. Пространственная структура биоценоза. Ярусность и мозаичность. Классификация биогеоценозов. Выделение ассоциаций.

5.14. Лесные биогеоценозы.

Лесные биогеоценозы. Типы лесов, характерных для Беларуси. Хвойные и смешанные леса. Структура биогеоценоза соснового леса. Структура биогеоценоза смешанного леса.  Широколиственные леса. Структура биогеоценоза пойменной дубравы. Структура биогеоценоза черноольхового леса.

5.15. Экскурсия «Структура лесного биогеоценоза».

5.16. Экскурсия «Биогеоценоз соснового леса».

5.17. Экскурсия «Биогеоценоз пойменной дубравы».

5.18. Экскурсия «Биогеоценоз черноольхового леса».

5.19. Экскурсия «Биогеоценоз широколиственного леса».

5.20. Экскурсия «Биогеоценоз смешанного леса».

5.21. Практическая работа: определение структуры лесного биогеоценоза и выделение растительных ассоциаций.

5.22. Практическая работа: составление гербария «Растения леса».

5.23. Луговые биогеоценозы.

Типы лугов, характерных для Беларуси. Растения луга. Ботаническая характеристика луговых растений. Экологические и хозяйственные группы, жизненные формы луговых растений. Структура биогеоценоза суходольного луга. Структура биогеоценоза пойменного луга.

5.24. Экскурсия «Биогеоценоз суходольного луга».

5.25. Экскурсия «Биогеоценоз низинного (пойменного) луга».

5.26. Практическая работа: составление гербария «Растения луга».

5.27. Болотные биогеоценозы.

Болотная растительность. Образование и развитие болот. Болота Беларуси. Мелиорация. Структура болотного биогеоценоза.

5.28. Экскурсия «Биогеоценоз болота». Практическая работа: составление гербария «Растения болот».

Ожидаемые результаты

К концу учебного года дети должны узнать:

  • понятие об экологии, ее цели и задачи, историю развития, методологию, актуальные направления в современной экологии;
  • глобальные экологические проблемы, географию их распространения;
  • особо охраняемые природные территории Беларуси;
  • флору и растительность Беларуси, в том числе занесенные в Красную книгу Беларуси;
  • структуру и типы биогеоценоза;
  • экологические группы водных организмов;
  • экологическую структуру сообществ;
  • методики экологических исследований;
  • принципы построения трофических цепей и экологических пирамид;
  • методику статистической обработки материалов;
  • правила составления отчета по результатам комплексного изучения экосистем;
  • основные виды ориентирования на местности;
  • перечень туристического снаряжения;
  • страховочные системы.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять коллекции и гербарии;
  • самостоятельно определять предмет и объект исследования, уметь ставить цели и задачи;
  •  осуществлять подбор литературы по теме исследования;
  • писать рефераты по заданной тематике;
  • вести маршрутные климатические наблюдения;
  • определять растения и животных с помощью определителя, классифицировать организмы по систематическим группам;
  • составлять геоботаническое описание участка местности;
  • определять размеры популяций, проводить оценку видовой структуры различных сообществ;
  • уметь ориентироваться на местности;
  • пользоваться туристическим снаряжением;
  • преодолевать препятствия, используя страховочное снаряжение;
  • уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Формы подведения итогов реализации программы

Для  подведения  итогов  реализации программы  эколого-биологического  профиля «Экологический туризм и экспериментальная экология» проводится мероприятие в форме итоговой   экологической  экспедиции или  экологического  праздника.

Может использоваться анкетирование обучающихся, тестирование и собеседование.

По  основным  изученным  разделам проводятся зачёты, конкурсные выставки, семинары-практикумы, учебно-исследовательские  конференции, публикация материалов проектов на сайте учреждения.

Формы и методы реализации программы

Для реализации программы эколого-биологического профиля «Экологический туризм и экспериментальная экология» используются как традиционные, так и инновационные методы работы.

Приоритетными формами педагогического взаимодействия при реализации программы являются групповая и индивидуальная.

Инновационными организационными формами проведения занятия являются преимущественно занятие-экскурсия, лабораторный практикум, учебно-полевой практикум, занятие мастер-класс, занятие-мозговой штурм, занятие-игра-путешествие, межпредметное занятие, турнир знатоков и др.

При организации учебного процесса на занятиях объединения по интересам можно использовать следующие методы:

  • методы формирования экологического сознания (объяснение,

рассказ, беседа, лекция, диспут, пример, консультация, показ опытов, слайдов, видеофильмов, дидактические игры, настольно-печатные и словесные игровые упражнения, игры-занятия, творческие игры, ролевые игрыи др.)

  • методы организации эколого-биологической деятельности

(лабораторный опыт, практическая работа, учебно-полевая практическая работа, экскурсионная деятельность, практическая природоохранная деятельность, работа с литературой и информационными источниками, самостоятельная работа, творческие задания, дистанционные методы обучения и др.)

  • методы стимулирования эколого-биологической деятельности

(конкурсы-выставки, конкурсы, турниры, праздники, защита творческих, учебно-исследовательских работ, перспектива, ситуация успеха и др.)

  • методы контроля и оценки эколого-биологической деятельности

(контрольно-диагностические методы, анализ результатов деятельности, интерактивные, рефлексивные методы

    Педагогическими технологиями реализации программы эколого-биологического профиля «Экологический туризм и экспериментальная экология» являются технологии: исследовательских методов обучения, коллективной деятельности, проектных методов, проблемного обучения, французских мастерских, дифференцированного обучения, дистанционного обучения и др.

Литература и информационные ресурсы

  1. Школьный экологический мониторинг: учебно-методическое пособие / под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.
  2. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем / Э. Вайнерт,            Р. Вальтер, Т. Ветцель [и др.]; под ред. Р. Шуберта. – М.: Мир, 1988. – 350 с.
  3. Дунаев, Е.А. Методы эколого-энтомологических исследований / Е.А. Дунаев. – М.: МосгорСЮН, 1997. – 44 с.
  4. Шанцер, И.А. Растения средней полосы Европейской России. Полевой атлас / И.А. Шанцер. – 2-е изд. – М.: КМК. 2007. – 480 с.
  5. Методические рекомендации по этологическим наблюдениям за млекопитающими в неволе / С.В. Попов, О.Г. Ильченко. – М.: МК, 1990.
  6. Использование гидробиологических методов в исследовательской деятельности учащихся / Ю.К. Верес. – М.: 2009.
  7. Полевой определитель беспозвоночных / А.В. Полоскин, В.М. Хаитов. – М., 2006. – 16с.
  8. Сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http:ru.wikipedia.org/wiki/. 

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела образования,

спорта и туризма Жлобинского

райисполкома

______________ А.Н.Соловьёв

______.________.2019

«Экотуризм и экспериментальная экология» (младшая группа)

Пояснительная записка

Образовательная программа кружка «Экологический туризм и экспериментальная экология» является программой, направленной на подготовку учащихся к практической учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности во время проведения экологических экскурсий, походов, экспедиций.

Исследовательская деятельность учащихся способствует развитию у них творческих задатков, формированию умственной самостоятельности, удовлетворению потребности в самореализации, расширению и углублению знаний о жизнедеятельности живых организмов. Исследовательская деятельность позволяет учащимся узнать особенности структурно-функциональной организации живых организмов в различных экологических условиях, их взаимосвязи в природе, изучить народно-хозяйственное значение живых организмов и сообществ, их рациональное использование и охрану.

Следовательно, значительное количество времени уделяется изучению основных методик сбора информации о состоянии различных компонентов экосистем, изучению биологии и экологии различных видов живых организмов, их роли в экосистеме, написанию исследовательских работ по экологии.

Знание основ туристической деятельности можно отнести к традиционным методам воспитания, обучения и оздоровления детей. Туризм имеет комплексный, интегративный характер воздействия на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала ребенка, уровня знаний и умений, удовлетворении потребностей детей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой. Эколого-туристическая деятельность универсальна по содержанию и доступна по формам организации.

Актуальность данной программы заключается в том, что благодаря организации исследовательской работы в экологическом походе достигается максимальный уровень интеграции между туристским и экологическим компонентами образовательного процесса, позволяя повысить эффективность обучения.

Цель программы – формирование у учащихся системы практических умений и навыков в области организации и проведения экологических исследований.

Задачи программы:

образовательные:

▪ сформировать представление об экологии как науке;

▪ познакомить с основами туризма и ориентирования, исследовательской деятельностью, методиками экологического исследования, основами геоботаники, гидробиологии, зоологии, особенностями структуры и функционирования наземных и водных экосистем;

развивающие:

▪ формировать мотивационную основу конструктивной эколого-биологической деятельности, поведения человека в природе;

▪ развивать у учащихся интерес к экологии природы;

▪ формировать у учащихся норм и правил поведения и деятельности в природе, взаимодействия с природой;

▪ развивать физические, психологические и интеллектуальные качества, связанные с эколого-туристской деятельностью;

▪ развивать и закреплять практические умения и навыки учащихся по основам исследовательской деятельности;

воспитательные:

▪ содействовать формированию экологического мировоззрения;

▪ воспитывать бережное отношение к объектам природной среды;

▪ воспитывать у учащихся эмоционально-позитивный опыт общения с окружающей природой;

▪ формировать у учащихся навыки коммуникативного поведения и межличностного общения.

Программа рассчитана на 1 год обучения, общим объемом 144  часа, количество занятий в неделю 2, продолжительностью  2 часа. Основой содержания программы является знакомство с методами организации и проведения школьных экологических исследований по различным направлениям посредством туристической деятельности. Содержание программы обуславливает необходимость использования различных форм и методов: эксперимента, наблюдения, экскурсий, походов, практических и лабораторных работ. Учебные проекты разработаны с учётом возрастных особенностей учащихся, от 9 до 12 лет.

Ежемесячно проводится инструктаж по технике безопасности.

Краткий перечень оборудования и материалов.

Программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

▪ оборудование для полевых работ:

компас, рулетка; линейки (50 – 100 см.); термометры; индикаторная бумага; гербарные сетки, гербарные папки; весы портативные электронные (весы аптекарские); бинокль; склянки для отбора проб 0,2 – 0,5 л; совок для работы с почвой; энтомологический сачок; энтомологическое сито; коническая планктонная сетка; водный сачок.

Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Количество часов

всего

в том числе

теорет.

практ.

1

Вводное занятие

Программа работы кружка. Знакомство участников кружка

1

1

   1

Значение экологии

3

3

1.1

Экология как наука. Глобальные экологические проблемы современности.

1

1

1.2

Экологические проблемы Беларуси.

1

1

1.3

Экология и охрана природы

1

1

2

Методы экологических исследований

34

2

32

2.1

Лабораторные методы

1

1

2.2

Микроскопия в биоэкологических исследованиях

2

2

2.3

Основные приёмы и правила пользования микроскопом. Приготовление препаратов

6

6

2.4

Основы цифровой микрофотографии и видеосъёмки

10

10

2.5

Полевые методы (маршрутный метод,

стационарный метод,

экспериментальный метод)

1

1

2.6

Экспериментальные методы орнитологических исследований

6

6

2.7

Экспериментальные методы исследования млекопитающих

8

8

3

Основы туристической подготовки

45

6

39

4.1

Экологические исследования через экскурсионную и туристическую деятельность

1

1

4.2

Правила поведения в походе и экскурсии

1

1

4.3

Личное и групповое туристическое снаряжение

2

2

4.4

Виды костров

3

3

4.5

Установка палатки

3

3

4.6

Верёвки. Вязка узлов

10

10

4.7

Основные виды верёвочных переправ

1

1

4.8

Страховочные системы

6

6

4.9

Подготовка к походу, экскурсии

1

1

4.10

Техника движения в походе

1

1

4.11

Ориентирование в походе.

Виды ориентирования

3

3

4.12

Карты используемые в туризме.

Топографические знаки

1

1

4.13

Компас. Основы ориентирования с помощью компаса

3

3

4.14

Азимут. Хождение по азимуту

3

3

4.15

Оценка расстояний и времени. Определение времени

3

3

4.16

Медицинские принадлежности в походе и экскурсии. Оказания первой доврачебной помощи

3

3

5

Основы гидробиологии

30

6

24

5.1

Основные методы исследований водной среды

1

1

5.2

Необходимое оборудование используемое для водных исследований

1

1

5.5

Экскурсия: «Физико-географическая характеристика водоёма (реки или озера). Гидрологические наблюдения»

2

2

5.6

Состав воды.

1

1

5.7

Экскурсия «Отбор проб на водоемах»

2

2

5.8

Практическая работа: определение показателей качества воды

2

2

5.9

Практическая работа: биоиндикация загрязнения водоема

2

2

5.10

Организмы водной экосистемы

1

1

5.11

Экскурсия: «Изучение планктонных организмов водоёма (реки или озера)»

2

2

5.12

Практическая работа: определение структуры экосистемы водоёма

2

2

5.13

Нектонные и перифитонные организмы

2

2

5.14

Экскурсия: «Изучение нектонных организмов водоёма (реки или озера)»

5.15

Экскурсия: «Изучение перифитонных организмов водоёма (реки или озера)»

2

2

5.16

Бентосные организмы

1

1

5.17

Экскурсия: «Изучение бентосных организмов водоёма (реки или озера)»

2

2

5.18

Практическая работа: составление коллекции «Бентосные организмы водоёма»

2

2

5.19

Растительность водоёмов

1

1

5.20

Экскурсия: «Изучение макрофитов (реки или озера)»

2

2

5.21

Практическая работа: составление гербария «Макрофиты водоема»

2

2

6

Основы геоботаники

31

5

26

6.1

Геоботаника как наука. Гербарий.

1

1

6.2

Практическая работа: составление гербария «Растения и факторы среды»

2

2

6.3

Экологические группы растений по отношению к свету

1

1

6.4

Экскурсия: «Растения и свет»

2

2

6.5

Экологические группы растений по отношению к влаге

1

1

6.6

Экскурсия: «Растения и вода»

2

2

6.7

Экскурсия: «Растения и почва»

2

2

6.8

Жизненные формы растений

1

1

6.9

Биогеоценоз и экосистема. Фитоценоз

1

1

6.10

Экскурсия: «Жизненные формы растений»

2

2

6.11

Экскурсия: «Структура лесного биогеоценоза»

2

2

6.12

Практическая работа: определение структуры лесного биогеоценоза

2

2

6.13

Практическая работа: составление гербария «Растения леса»

2

2

6.14

Экскурсия: «Биогеоценоз суходольного луга»

2

2

6.15

Экскурсия: «Биогеоценоз низинного (пойменного) луга»

2

2

6.16

Практическая работа: составление гербария «Растения луга»

2

2

6.17

Экскурсия: «Биогеоценоз болота»

2

2

6.18

Практическая работа: составление гербария «Растения болот»

2

2

Итого

144

23

121

Содержание образовательных областей программы

Вводное занятие (1 час)

 Программа работы кружка. Знакомство участников кружка. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. правила поведения в учебных кабинетах, лабораториях, на водоёмах, в лесу, на улице.

Раздел 1. Значение экологии (3 часа)

1.1 Экология как наука.

Экология как наука. Цели и задачи экологии. Содержание, история становления и развития экологии. Методология экологической науки.

1.2 Глобальные экологические проблемы современности.

Глобальные экологические проблемы современности. Загрязнение атмосферы. Разрушение озонового слоя, парниковый эффект. Загрязнение мирового океана. Загрязнение поверхностных вод. Сведение лесов и деградация почвенного покрова. Сокращение биологического разнообразия. Исчерпаемость природных ресурсов. Проблема утилизации отходов. Демографический взрыв и глобальная продовольственная проблема. Проблема войны и мира и ее экологические последствия.

Раздел 2. Методы экологических исследований (34 часа)

2.3 Экологические проблемы Беларуси.

Радиационное загрязнение территории вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Деградация природных систем вследствие добычи полезных ископаемых. Загрязнение воздушного бассейна и поверхностных вод промышленным предприятиями и транспортом. Динамика численности лесов и деградация почвенного покрова. Проблема утилизации бытовых  промышленных отходов. Сокращение биологического разнообразия. Экологический бюллетень «Состояние природной среды Беларуси».

2.4 Экология и охрана природы.

Природоохранное законодательство.  Природоохранные мероприятия. Красная книга Республики Беларусь. Особо охраняемые природные территории  республиканского и местного значения. Березинский биосферный заповедник. Национальные парки. Заказники. Памятники природы. Полесский радиационно-экологический заповедник – природная территория с особым статусом. Рамсарские территории. Территории важные для птиц.

2.6 Экскурсия: «Природоохранные объекты местного значения».

Раздел 3. Методы экологических исследований (44 часа)

3.1 Лабораторные методы

Микроскопия в биоэкологических исследованиях.

Основные приёмы и правила пользования микроскопом. Приготовление препаратов.

Основы цифровой микрофотографии и видеосъёмки.

Качественная оценка содержания основных классов органических веществ. Знакомство с биохимическими микроскопическими исследованиями.

3.2 Полевые методы

Маршрутный метод, стационарный метод, экспериментальный метод.

       3.3 Экспериментальные методы орнитологических исследований.

       3.4 Экспериментальные методы исследования млекопитающих.

Раздел 4. Основы туристической подготовки (45 часов)

       4.1 Экологические исследования через экскурсионную и туристическую деятельность

       4.2 Общая туристская подготовка

 Правила поведения в походе и экскурсии. Личное и групповое туристическое снаряжение. Виды костров. Установка палатки.

       4.3 Основы ТПМ

 Верёвки. Вязка узлов.Основные виды верёвочных переправ. Страховочные системы.  Подготовка к походу, экскурсии.Техника движения в походе.

        4.4 Основы ориентирования

 Ориентирование в походе. Виды ориентирования.  Карты, используемые в туризме.

Топографические знаки. Компас. Основы ориентирования с помощью компаса. Азимут. Хождение по азимуту. Оценка расстояний и времени. Определение времени.

       4.5 Первая доврачебная помощь в походе и экскурсии

Медицинские принадлежности в походе и экскурсии. Оказания первой доврачебной помощи.

Раздел 5. Основы гидробиологии (30 часов)

5.1 Водные объекты.

Водные объекты и их значение в природе и для человека. Классификация водоёмов.

5.2 Водоемы Беларуси.

Реки, озера, водохранилища Беларуси.

5.3 Изучение водных экосистем.

Физико-географическая характеристика водоёма (реки, озера). Гидрологические измерения.

5.4 Экскурсия: «Физико-географическая характеристика водоёма (реки или озера). Гидрологические наблюдения».

5.5 Отбор проб на водоемах.

Правила отбора и консервации проб воды.

5.6 Практическая работа: определение показателей качества воды.

5.7 Практическая работа: биоиндикация загрязнения водоема

5.8 Организмы водной экосистемы.

Экологические группы организмов. Планктонные организмы. Разнообразие планктонных организмов. Оборудование для отбора проб. Особенности работы на разных водоемах.

5.10 Экскурсия: «Изучение планктонных организмов водоёма (реки или озера)».

5.11 Практическая работа: определение структуры экосистемы водоёма.

5.12 Нектонные и перифитонные организмы.

Методы определения численности нектона. Методы отбора перифитонных организмов.

5.13 Экскурсия: «Изучение нектонных организмов водоёма (реки или озера)».

5.14 Экскурсия: «Изучение перифитонных организмов водоёма (реки или озера)».

5.15 Бентосные организмы.

Разнообразие бентосных организмов.  Оборудование для отбора бентосных организмов.

5.16 Экскурсия: «Изучение бентосных организмов водоёма (реки или озера)».

5.17 Практическая работа: составление коллекции «Бентосные организмы водоёма».

5.18 Растительность водоемов.

Разнообразие растительности водоемов.

5.19 Экскурсия: «Изучение макрофитов (реки или озера)».

5.20 Практическая работа: составление гербария «Макрофиты водоема».

Раздел 6. Основы геоботаники (31 час)

6.1 Геоботаника как наука.

Задачи геоботаники. Флора и растительность Беларуси.

6.2 Гербарий.

Технология сбора растений, их определение, сушка и монтировка.

6.3 Практическая работа: составление гербария «Растения и факторы среды».

6.4 Экологические группы растений по отношению к свету.

Гелиофиты, геолиосциофиты, сциофиты. Адаптациии растений к различным условиям освещения.

6.5 Экскурсия: «Растения и свет».

6.6 Экологические группы растений по отношению к влаге.

Гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты. Адаптаци растения к различным условиям увлажнения.  Суккуленты и склерофиты.

6.7 Экскурсия: «Растения и вода».

6.8 Экологические группы растений по отношению к составу почв.

Эутрофы, мезотрофы, олиготрофы. Галофиты. Базифилы и ацидофилы. Петрофиты и псаммофиты.

6.9 Экскурсия: «Растения и почва».

6.10 Жизненные формы растений.

Система жизненных форм Раункиера. Фанерофиты, хамефиты, гемикриптофиты, криптофиты, терафиты. Системы жизненных форм Серебрянникова, Миркина.

6.11 Экскурсия: «Жизненные формы растений».

6.12 Практическая работа: составление гербария «Жизненные формы растений».

6.13 Биогеоценоз и экосистема. Фитоценоз.

Географические особенности биогеоценоза. Растения в биоценозе. Видовая структура биогеоценоза. Пространственная структура биоценоза. Ярусность и мозаичность. Классификация биогеоценозов. Выделение ассоциаций.

6.14 Лесные биогеоценозы.

Лесные биогеоценозы. Типы лесов, характерных для Беларуси. Хвойные и смешанные леса. Структура биогеоценоза соснового леса. Структура биогеоценоза смешанного леса.  Широколиственные леса. Структура биогеоценоза пойменной дубравы. Структура биогеоценоза черноольхового леса.

6.15 Экскурсия: «Структура лесного биогеоценоза».

6.16 Практическая работа: определение структуры лесного биогеоценоза и выделение растительных ассоциаций.

6.17 Практическая работа: составление гербария «Растения леса».

6.18 Луговые биогеоценозы.

Типы лугов, характерных для Беларуси. Растения луга. Ботаническая характеристика луговых растений. Экологические и хозяйственные группы, жизненные формы луговых растений. Структура биогеоценоза суходольного луга. Структура биогеоценоза пойменного луга.

6.19 Экскурсия: «Биогеоценоз суходольного луга».

6.20 Экскурсия: «Биогеоценоз низинного (пойменного) луга».

6.21 Практическая работа: составление гербария «Растения луга».

6.22 Болотные биогеоценозы.

Болотная растительность. Образование и развитие болот. Болота Беларуси. Мелиорация. Структура болотного биогеоценоза.

6.23 Экскурсия: «Биогеоценоз болота».

6.24 Практическая работа: составление гербария «Растения болот».

Ожидаемые результаты

К концу учебного года дети должны узнать:

  • понятие об экологии, ее цели и задачи, историю развития, методологию, актуальные направления в современной экологии;
  • глобальные экологические проблемы, географию их распространения;
  • особо охраняемые природные территории Беларуси;
  • флору и растительность Беларуси, в том числе занесенные в Красную книгу Беларуси;
  • структуру и типы биогеоценоза;
  • экологические группы водных организмов;
  • экологическую структуру сообществ;
  • методики экологических исследований;
  • принципы построения трофических цепей и экологических пирамид;
  • методику статистической обработки материалов;
  • правила составления отчета по результатам комплексного изучения экосистем;
  • основные виды ориентирования на местности;
  • перечень туристического снаряжения;
  • страховочные системы.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять коллекции и гербарии;
  • самостоятельно определять предмет и объект исследования, уметь ставить цели и задачи;
  •  осуществлять подбор литературы по теме исследования;
  • писать рефераты по заданной тематике;
  • вести маршрутные климатические наблюдения;
  • определять растения и животных с помощью определителя, классифицировать организмы по систематическим группам;
  • составлять геоботаническое описание участка местности;
  • определять размеры популяций, проводить оценку видовой структуры различных сообществ;
  • уметь ориентироваться на местности;
  • пользоваться туристическим снаряжением;
  • преодолевать препятствия, используя страховочное снаряжение;
  • уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Формы подведения итогов реализации программы

Для  подведения  итогов  реализации программы  эколого-биологического  профиля «Экологический туризм и экспериментальная экология» проводится мероприятие в форме итоговой   экологической  экспедиции или  экологического  праздника.

Может использоваться анкетирование обучающихся, тестирование и собеседование

По  основным  изученным  разделам проводятся зачёты, конкурсные выставки, семинары-практикумы, учебно-исследовательские  конференции, публикация материалов проектов на сайте учреждения.

Формы и методы реализации программы

Для реализации программы эколого-биологического профиля «Экологический туризм и экспериментальная экология» используются как традиционные, так и инновационные методы работы.

Приоритетными формами педагогического взаимодействия при реализации программы являются групповая и индивидуальная.

Инновационными организационными формами проведения занятия являются преимущественно занятие-экскурсия, лабораторный практикум, учебно-полевой практикум, занятие мастер-класс, занятие-мозговой штурм, занятие-игра-путешествие, межпредметное занятие, турнир знатоков и др.

При организации учебного процесса на занятиях объединения по интересам можно использовать следующие методы:

  • методы формирования экологического сознания (объяснение,

рассказ, беседа, лекция, диспут, пример, консультация, показ опытов, слайдов, видеофильмов, дидактические игры, настольно-печатные и словесные игровые упражнения, игры-занятия, творческие игры, ролевые игрыи др.)

  • методы организации эколого-биологической деятельности

(лабораторный опыт, практическая работа, учебно-полевая практическая работа, экскурсионная деятельность, практическая природоохранная деятельность, работа с литературой и информационными источниками, самостоятельная работа, творческие задания, дистанционные методы обучения и др.)

  • методы стимулирования эколого-биологической деятельности

(конкурсы-выставки, конкурсы, турниры, праздники, защита творческих, учебно-исследовательских работ, перспектива, ситуация успеха и др.)

  • методы контроля и оценки эколого-биологической деятельности

(контрольно-диагностические методы, анализ результатов деятельности, интерактивные, рефлексивные методы

         Педагогическими технологиями реализации программы эколого-биологического профиля «Экологический туризм и экспериментальная экология» являются технологии: исследовательских методов обучения, коллективной деятельности, проектных методов, проблемного обучения, французских мастерских, дифференцированного обучения, дистанционного обучения и др.

Литература и информационные ресурсы

  1. Школьный экологический мониторинг: учебно-методическое пособие / под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.
  2. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем / Э. Вайнерт,            Р. Вальтер, Т. Ветцель [и др.]; под ред. Р. Шуберта. – М.: Мир, 1988. – 350 с.
  3. Дунаев, Е.А. Методы эколого-энтомологических исследований / Е.А. Дунаев. – М.: МосгорСЮН, 1997. – 44 с.
  4. Шанцер, И.А. Растения средней полосы Европейской России. Полевой атлас / И.А. Шанцер. – 2-е изд. – М.: КМК. 2007. – 480 с.
  5. Методические рекомендации по этологическим наблюдениям за млекопитающими в неволе / С.В. Попов, О.Г. Ильченко. – М.: МК, 1990.
  6. Использование гидробиологических методов в исследовательской деятельности учащихся / Ю.К. Верес. – М.: 2009.
  7. Полевой определитель беспозвоночных / А.В. Полоскин, В.М. Хаитов. – М., 2006. – 16с.
  8.  Сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http:ru.wikipedia.org/wiki/. 

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела образования,

спорта и туризма Жлобинского

райисполкома

______________А.Н.Соловьёв

______.________.2019

«Творческая мастерская "Флора"»

Пояснительная записка

Цветы окружают нас всегда: дома и на работе, на улице и в парке, зимой и летом, во все времена года. Они разговаривают с нами, вдохновляют и помогают более полно ощутить жизнь с ее неожиданными событиями, радостями и трудностями. Знания по цветоводству и ландшафтному дизайну необходимы любому современному человеку, преобразующему собственный дом, квартиру, дачный участок. А желание и умение творить из подручного материала позволяет лучше адаптироваться в обществе, почувствовать красоту и значимость.

Цель: формирование экологической культуры средствами цветоводства и декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

        – формирование интереса к познанию окружающего мира в гармонии с природой;

        – формирование системы знаний и умений в области цветоводства;

        – ознакомление учащихся с разнообразием цветочно-декоративных растений открытого и закрытого грунта на примере коллекции учебного эколого-биологического комплекса;

        – формирование практических умений и навыков по выращиванию, уходу, содержанию, размножению и защите от вредителей и болезней однолетних, многолетних и комнатных растений;

        –  формирование навыков коммуникативного поведения и межличностного общения;

        – формирование системы знаний и умений работы с природными и декоративными материалами,  соломкой, бумагой, шерстью и т.д.;

        –  формирование навыков моделирования, конструирования,  изготовления цветов, панно, игрушек и других изделий в различных техниках  прикладного искусства;.

        – развитие творческих способностей и художественного вкуса.

Актуальность заключается в том, что программа объединения по интересам «Творческая мастерская «Флора» представляет собой интегрированный курс по цветоводству, ландшафтному дизайну и декоративно-прикладному творчеству. Изучение мира цветов, как ни что другое способствует творческому мышлению, развитию ручного навыка и креативному воплощению идей в работах из природного материала, шерсти, бумаги, соломы и т.д., созданию проектов  цветников и элементов озеленения интерьеров. Теоретические знания  тесно переплетаются с практикой.

Умения и навыки человека по выращиванию растений способствует совершенствованию его экологической и эстетической культуры, самореализации и адаптации в обществе.

Программа рассчитана на 1 год обучения, общим объемом 144 часа,  2 раза в неделю по 2 часа. Основная часть программы посвящена изучению мира цветочных растений через творческую деятельность.

Данная программа может быть использована отдельными блоками (осень, зима, весна) во временных объединениях по интересам эколого-биологического профиля в календарном учебном году или в каникулярное время. Занятия проводятся как с полной группой учащихся 12-15 человек при изучении общих тем, проведении экскурсий и творческих показов, так и в подгруппах по 6-8 человек при выполнении творческих заданий и отработке практических навыков. Учебные работы и творческие проекты разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся мастерской от 9 до 16 лет и предполагают индивидуальный подход к каждому, исходя из его способностей, возможностей и интересов.

Основной формой организации образовательного процесса при реализации данной программы являются практические занятия со сменой деятельности. Мир цветов изучается через декоративно-прикладное искусство. Учащиеся мастерской не только получают знания по уходу и особенностям выращивания конкретного растения или цветка, но и пробуют изобразить его в художественном произведении, используя различные техники декоративно-прикладного искусства. Учащиеся мастерской осваивают приемы работы с бумагой, засушенными и живыми цветами, шерстью, соломой и т.д. Знакомятся с приемами стилизации и декора.

К каждому занятию программы прилагаются несколько практических заданий. Педагог выбирает практическую работу исходя из особенностей и желания учащихся, времени года и наличия материала.

Учебно-тематический план

№ п.п

Разделы, темы

Количество часов

Всего часов

В том числе

Теоретических

Практических

Организационное занятие

2

2

-

1.

Цветы вокруг нас. Осень

52

20

32

1.1. Цветы в жизни человека.

1.2. Цветы осени.

1.3. Тематические сады

1.4. Легенды и предания о цветах

1.5. Декоративные деревья и кустарники.

1.6. Цветы вокруг нас.

1.7. Магия ароматов и вкусов

1.8. Цветы в гербах и монетах разных стран.

1.9. Цветочный декор подарка.

4

12

4

2

8

10

2

2

8

2

2

2

2

4

4

1

1

2

2

10

2

-

4

6

1

1

6

2.

Цветы вокруг нас. Зима.

44

15

29

2.1. Цветы в декоративно-прикладном искусстве.

2.2. Флористический коллаж.

2.3. Флористика.

2.4. Зимние работы цветовода.

2.5. Растения и дом.

2.6. Болезни и вредители растений.

2.7. Комнатные растения.

6

6

10

8

6

2

6

2

2

4

2

2

1

2

4

4

6

6

4

1

4

3.

Цветы вокруг нас. Весна.

42

14

28

3.1. Модный домик для цветка.

3.2. Сад в миниатюре.

3.3. Цветы весны.

3.4. Весенние работы цветовода.

6

6

10

20

2

2

4

6

4

4

6

14

4.

Заключительное занятие.

4

2

2

4.1. Обобщающее занятие.

4.2. Выставка работ.

2

2

2

-

-

2

Итого

144

52

92

Содержание образовательных областей программы

Организационное занятие (2 часа)

Знакомство участников. Презентация программы кружка. Диагностика состояния экологической культуры участников кружка.

Упражнения на развитие коммуникации.

Понятие эколого-биологического центра, его назначение и структура. Отделы эколого-биологического комплекса. Ассортимент растений коллекционного отдела. Видовое разнообразие животных уголка живой природы.

Экскурсия «Путешествие по учебному эколого-биологическому центру».

1. Цветы вокруг нас. Осень (52 часа)

1.1. Цветы в жизни человека. Открытые и закрытые пространства: цветочное оформление скверов и парков, садовых участков, окон, балконов, квартир  и т.д. Группы растений: красивоцветущие, декоративно-лиственные, ковровые, вьющиеся, сухоцветы, комнатные.

1.2. Цветы осени. Однолетние и двулетние растения, цветущие осенью: бархатцы, агератум, циния, астры и т.д. Их многообразие, особенности и уход. Язык цветов. Цветы и прикладное творчество. Флористический букет. Скрапбукинг. Фелтинг и квиллинг. Цветочный гороскоп. Многолетние красивоцветущие и декоративно-лиственные растения: хоста, астильба, клематис, пион, хризантема, безвременник и т.д. Уход за многолетниками: посадка, прополка, подкормка, размножение и т.д. Минеральное питание. Осенние работы цветовода.

Практическая часть:

«Окраска белой хризантемы пищевыми красителями ». Изучаем поглощение воды.

– « Шерстяная акварель». Рисуем осенние цветы волокнами  шерсти.

– «Теплые цветы». Изготавливаем цветок  пиона, георгина, цинии или клематиса в технике мокрого валяния.

– Декупаж  на  мыле с цветочными мотивами.

– Изготовление миниатюры « Хризантемы и птицы» в технике

аппликация из соломки или росписи по ткани.

– Закладка луковиц  тюльпанов или ландышей на выгонку.

– Плоскостное засушивание растений.

– Сбор природного материала: сухоцветы, камни, ракушки, желуди, каштаны, мох, корни и т.д.

– Засушивание листьев и веток в глицерине. Засушивание плодов: яблок, апельсинов и.д.

– Рисуем листьями. Изготовление фона методом отпечатка.

1.3. Тематические сады. Сады и садики: иридарий, розарий, сад  сухоцветов, почвопокровных и луковичных и т.д. Рутарий. Тематические сады. Ленд-арт. Флористическая скульптура. Плоскостное и объемное засушивание растений, заготовка природного материала.

Практическая часть:

– Составление маленького букета или бутоньерки из осенних цветов и листьев.

– Изготовление броши «Георгин» из фетра.

– Изготовление открытки с использованием различных приемов скрапбукинга: 3-д элементы, штампинг, фигурных дыроколов и т.д.

1.4. Легенды и предания о цветах. Легенды, предания, сказки о цветах. Родословная цветов. Цветочные часы. Цветы-индикаторы. Праздники цветов.

Практическая часть:

– Изготовление оттиска из листьев и цветов.

– Изготовление фантазийного цветка из соломы. Плетение простых плоских и объемных плетенок, сборка.

– Изготовление игольницы в виде цветка из ткани.

– «Я цветок….». Сочиняем и рисуем сказочную историю в комиксах.

1.5.  Декоративные деревья и кустарники. Декоративные лиственные и хвойные деревья и кустарники. Роза, сирень, вейгела, спирея, гортензия, самшит, можжевельник и т.д. Особенности регулярных и ландшафтных садов. Миксбордер в садовом дизайне. Группировка растений. Роза – королева сада.

Практическая часть:

– Трансформация листьев. Скручивание и связывание листьев. Изготовление розы из листьев.

– Плетение циновки из срезанных листьев ириса, полыни и т.д.

– Изготовление листьев из гипса.

– Изготовление листьев-фантомов. Скелетирование листьев.

– Изготовление цветка розы из шерсти методом мокрого валяния.

1.6. Цветы вокруг нас.

Виды цветников. Клумба. Рабатка. Альпийская горка и т.д. Вертикальное озеленение. Контейнеры. Газон. Водоем. Законы и приемы цветочного оформления. Основные элементы сада. Планирование. Зонирование.

Практическая часть:

– Создаем эскизы тематических цветников с подбором растений.

– Фитоскульптура и Ленд-арт в парковой зоне.

1.7. Магия ароматов и вкусов. Аптекарский огород. Сад душистых растений. Пряные, смолистые, фруктовые и т.д. запахи. Знакомство с душистыми растениями: душица, лаванда, мелисса, чабрец, полынь и т.д. Вкусные цветы.

Практическая часть:

– Изготовление лавандовой палочки или саше, ароматных мешочков.

– Изготовление «духов» из лаванды или герани.

– Интерактивные игры по развитию органов обоняния, осязания и вкуса.

1.8. Цветы в гербах и монетах разных стран. Родословная цветов. Цветы в гербах и монетах разных стран.

Практическая часть:

– Изготовление монетки счастья из фетра или с флористическими элементами.

1.9. Цветочный декор подарка. Цветы как сувенир или элемент декора. Правила и способы крепления и оформления подарков. Искусственные цветы и плоды. «Сладкие цветы» из конфет.

Практическая часть:

– Изготовление цветов из креповой бумаги и конфет: роза, мак, крокус.

– Изготовление цветочных элементов из бумаги и фетра для изготовления тематической  открытки.

– Изготовление фантазийных  цветов из ткани способом оплавления края лепестка. Сборка розы, пиона и т.д. Изготовление тычинок.

– Тематическое  цветочное оформление шоколадки или книги.

– Изготовление магнита или декоративной салфетки «Цветок».

2. Цветы вокруг нас. Зима (44 часа)

2.1. Цветы в декоративно-прикладном искусстве. Цветы как основной мотив в декоративно-прикладном искусстве: батик, валяние, роспись по стеклу и дереву, лепка, бумажная пластика и т.д. Стилизация природных форм. Проработка деталей в зависимости от материала. Цвет. Символика  и психофизическое воздействие цвета. Белорусские цветочные мотивы. Орнамент и национальный колорит.

Экскурсия на выставку декоративно-прикладного искусства «Цветочные мотивы»

Практическая часть:

– Изготовление панно в технике точечной росписи.

– Выполнение цветочного рисунка на листьях, желудях и камнях.

– Изготовление цветка мака из шерсти способом мокрого валяния.

–  Изготовление цветка мака из соломы. Плетение лепестков, тычинок, коробочки, листьев.

– Изготовление цветов для декора  из бумаги.

– Изготовление вытинанки (вырезанки) с цветочным мотивом из бумаги.

2.2. Флористический коллаж. Флористический коллаж и панно. Стили и техники выполнения. Объемный и плоскостной коллаж. Пейзаж, портрет, натюрморт и т.д. Материалы и инструменты для флористических работ. Основные приемы крепления. Особенности расположения материала. Коллаж как предмет интерьера Коллаж из сыпучих материалов. Коллаж-терра. Коллаж-реконструкция. Цветочные ковры.

Практическая часть:

– Изготовление флористической работы из плоскозасушенных растений (прессованных).

– Изготовление фон в технике монотипия или напыления, отпечатка.

– Изготовление коллажа из плодов, шишек и другого природного материала, веток, искусственных растений и т.д. в клеевой технике.

– Изготовление коллажа в технике терра с использованием засушенных растений и строительных материалов.

– Изготовление коллажа в стекле из сыпучих материалов (крашеная соль или манка, крупы)

2.3. Флористика. Стили и направления флористических работ. Тематические композиции для дома и семьи. Настольные композиции. Рождественская и пасхальная флористика. Венки и гирлянды. Основные правила составления и крепления композиций. Материалы и инструменты  для флористических работ. Подготовка цветочного материала для флористических работ. Формы и техники выполнения букетов. Символика, пропорции, подбор материала,  каркасы и т.д. Флористические миниатюры. Фитоскульптура. Флористические  деревья. Флористический костюм.

Практическая часть:

– Изготовление цветочной композиции на оазисе.

– Изготовление миниатюры на день святого Валентина.

– Изготовление тематической открытки.

– Изготовление  декоративных элементов  из шерсти или сизаля, пробки.

– Изготовление каркасного букета.

– Изготовление фитоскульптуры из сена и травы на каркасе «Ежик», «Черепаха».

– Изготовление  флористического дерева «Дерево счастья» или елки.

– Изготовление цветочного браслета, диадемы, заколки из цветов и листьев и бусин.

2.4. Зимние работы цветовода. Создание плана-экспликации огорода. Подбор растений. Сроки посадки семян. Уход за посадками.

Заочная экскурсия «Зимний сад».

Практическая часть.

– Посадка семян. Уход за рассадой.

2.5. Растения и дом. Комнатные растения в жизни человека. Условия жизни: свет, вода, воздух и т.д. Комнатные растения в интерьере. Видовое разнообразие. Модные растения наших квартир: драцены, фикусы, папоротники, фиалки, орхидеи, суккуленты и т.д. Энергия комнатных растений и фен-шуй. Особенности ухода за комнатными растениями и размещения в помещении. Зимние сады.

Практическая часть:

– Составление паспорта комнатного растения «Мой домашний цветок»

– Изготовление открытки тематической открытки с цветочными штампами и фигурными дыроколами.

2.6. Болезни и вредители растений. Симптомы, причины и способы лечения болезней комнатных растений. Признаки нарушения режимов: поникание, пожелтение и опадение листьев, пятна, вытягивание и т.д. Вредители: тля, белокрылка, щитовка, паутинный клещ и т.д. Способы борьбы с ними.

Практическая часть:

– определение вредителей комнатных растений.

– изготовление брелка для ключей «Букашки» методом набивания рисунка, сухого валяния из шерсти.

2.7. Комнатные растения.

Комнатные растения и человек. Бонсай. Суккуленты. Орхидеи. Цветы-индикаторы. Текущий уход за ними.

3. Цветы вокруг нас. Весна (42 часа)

3.1. Модный домик для цветка. Сроки и способы размножения комнатных растений. Размножение делением, черенкованием, семенами. Субстраты и земляные смеси. Посадка и перевалка комнатных растений. Подкормка. Горшки, кашпо, контейнеры. Декор цветочного горшка и декоративные элементы. Необычные горшки. Горшки своими руками.

Практическая часть:

– Размножение комнатных растений: черенками – фиалки, фикусы; семенами – колеусы, пеларгонии, мимоза ; усами – камнеломка, хлорофитум и т.д.

– «Новый старый дом для цветка» – декупаж старого горшка.

– Уход за комнатными растениями в оранжерее.

– Изготовление подвесного садика «Вниз головой», растущего вверх корнями (хлорофитум).

3.2. Сад в миниатюре.

Цветочные окна и картины. Композиции из комнатных растений. Флорариумы. Сады в бутылке. «Вкусные растения»: лимон и апельсин, гранат, розмарин, лавр, кофе и т.д.

Практическая часть:

– Изготовление флорариума или микросадика из суккулентов.

– Изготовление магнита с растениями.

– Изготовление «Картины из растений»

3.3. Цветы весной.

Растения весной. Красивоцветущие кустарники: спирея, форзиция. Вейгелла, сирень и т.д. Луковичные растения. Тюльпаны, крокусы и гиацинты. Многолетники: примулы, морозник и т.д. Лилии и гладиолусы Особенности ухода и многообразие. Выращивание однолетников: сроки посева и пикирования рассады. Высадка в грунт. Деление многолетников.

 Практическая часть:

– Посев и пикирование рассады однолетников: бархатцев, сальвии и т.д.

– Изготовление цветка ландыша из шерсти в комбинированной технике.

– Изготовление гиацинта из самозастывающей глины.

– Изготовление  картины из волокон  шерсти « Мои любимые цветы»

– Изготовление панно «Дыхание весны» в технике батик.

3.4. Весенние работы цветовода. Весенние работы цветовода. Создание эскизного плана клумбы или миксбордера. Подбор растений. Разбивка цветника. Уход за посадками.

Экскурсия «Весенний наряд» – знакомство с озеленением  города.

Практическая часть.

– разбивка цветника и высадка рассады однолетников.

4. Заключительное занятие (4 часа)

4.1.Обобщающее занятие. Подведение итогов работы мастерской за год.

4.2. Выставка работ. Оформление выставки лучших творческих работ.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

– основные виды цветочно-декоративных культур: однолетников, многолетников, декоративных кустарников;

– основные виды комнатных растений;

– основные виды декоративно-прикладного искусства;

– основные приемы и техники работы с бумагой;

– основные приемы работы с шерстью;

– основные приемы работы с живыми и сухими цветами, правилами составления композиций и панно;

– основные приемы работы с соломкой;

– основные приемы работы с красками.

Учащиеся должны уметь:

–  ухаживать за цветочными растениями в течение всего        вегетационного периода;

– разработать проект миксбордера или клумбы, подобрать растения и высадить их;

– разработать эскиз и изготовить  цветок из  таких материалов как: шерсть, соломка,     бумага и т.д.

–  заготавливать, хранить и подготовить к работе различный природный материал: цветы, солому, мох, ветки, листья и т.д.

–  разработать проект декоративного изделия и выполнить: флористическую открытку, бутоньерку, рождественскую елку, венок, коллаж, шерстяной цветок, соломенный паук и т.д.;

– оформить подарок с использованием рукотворных деталей и элементов.

Формы подведения итогов реализации программы

Для подведения итогов реализации программы «Творческая мастерская «Флора» проводятся контрольные, самостоятельные и творческие работы, собеседования, оценка результативности выполнения заданий и упражнений, контрольный опрос, защита проектов, экологический праздник, чемпионат по флористике.

Может использоваться анкетирование обучающихся, тестирование и собеседование по основным изученным разделам, создание фотолетописи, оценка результатов, полученных во время участия в профильных состязаниях, конкурсах, выставках, фестивалях, публикация тезисов, материалов в журналах, газетах, на сайте учреждения.

Формы и методы реализации программы

Среди организационных форм проведения занятий объединения по интересам, посредством которого реализуется программа: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Ведущими методами реализации цели и задач объединения по интересам являются:

  • методы формирования экологического сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример и др.);
  • методы организации эколого-биологической деятельности: практическая работа, работа с литературой и информационными ресурсами, самостоятельная работа, творческие задания, иллюстрация, демонстрация и др.);
  • методы стимулирования эколого-биологической деятельности, поведения учащихся (поощрение, соревнование, конкурс, турнир, праздник, фестиваль, защита творческих работ и проектов;
  • методы контроля и оценки знаний (наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности учащихся, самоконтроль, интерактивные, рефлексивные методы и др.).

Литература и информационные ресурсы

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 400с. // Национальный реестр правовых актов РБ №2/1795 от 17.01.2011 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2011.Режим доступа: http://www.pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=hk1100243/ – Дата доступа: 01.12.2014.
  2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: прил. к постановлению М-ва образования Респ. Беларусь от 14.12.2006 № 125. – Минск: Учреждение «ГИАЦ М-ва образования РБ», 2006. – 30 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.bntu.by/images/stories/stud_sovet/inf/concept_nepr_vospit.rtf. – Дата доступа: 01.12.2014.
  3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo. – Дата доступа: 17.07.2017.
  4. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2016-2020 годы: утв. Постановлением М-ва образования РБ от 22 февраля 2016 №9 // Портал М-ва образования Респ. Беларусь //Нормативные правовые акты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.edu.gov.by/ page 14301. – Дата доступа: 01.03.2016.
  5. Галузо, И.В. Учебная программа факультативных занятий для общеобразовательных учреждений «Энергия и окружающая среда» 5 (6,7,8) класс / И.В. Галузо, С.П. Докиш, А.Е. Ковалева. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 26 с.
  6. Грабчикова, Е.С. Я, Энергия и окружающая среда: факультативные занятия во 2-4 классах: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Е.С. Грабчикова, Л.Ф. Кузнецова, В.Л. Маевская. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2013. – 96 с.: ил.
  7. Программы объединений по интересам эколого-биологического профиля: для рук. об-ний по интересам (кружков) учреждений внешк. Воспитания и обучения, общеобразоват. Учреждений / Л.А. Банько [и др.]; под ред. С.С. Кашлева. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009. – 216 с.

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела образования,

спорта и туризма Жлобинского

райисполкома

______________А.Н.Соловьёв

________._____.2019

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.