Программы объединений по интересам страница 3

Дата: 16 сентября 2019 в 17:16
Автор: Кучук Ю. В.

«Робинзон» (старшая группа)

Пояснительная записка

Программа объединения по интересам  «Робинзон» (старшая группа) состоит из шести основных разделов:

  • экологические проблемы и устойчивое развитие;
  • экологический туризм – способ активного познания природы;
  • работа в школьных мастерских;
  • полевые наблюдения в походе;
  • основы ТПМ;
  • организация походов  и экскурсии.

Цель   реализации программы «Робинзон» заключается в получении и  углублении  знаний учащимися в сферах туризма, экологии, краеведения, обработки  природных и конструкционных материалов, а также подготовке учащихся к практическим действиям по применению полученных навыков в эколого-туристической экспедиции  или  туристическом походе.

Задачи:

  • познакомить с основами туризма и ориентирования;
  • формировать мотивационную основу конструктивной эколого-биологической деятельности, поведения человека в природе;
  • развивать у учащихся интерес к экологии природы;
  • формировать у учащихся норм и правил поведения и деятельности в природе, взаимодействия с природой;
  • развивать физические, психологические и интеллектуальные качества, связанные с эколого-туристской деятельностью;
  • содействовать формированию экологического мировоззрения;
  • воспитывать бережное отношение к объектам природной среды;
  • воспитывать у учащихся эмоционально-позитивный опыт общения с окружающей природой;
  • формировать у учащихся навыки коммуникативного поведения и межличностного общения.

Работа кружка  «Робинзон» не заканчивается с окончанием учебного года, он  подготавливает учащихся к участию в экологических экспедициях, походах, школьных выездных лагерей, сочетая, таким образом, активный отдых на природе, оздоровление и  проведение различных мероприятий туристско-экологической направленности.

Таким образом, последующая эколого-туристическая  экспедиция после окончания учебного года может рассматриваться как дополнительный  оздоровительно-познавательный  практикум. Практические работы включают различные виды работ. Работы по обеспечению жизнедеятельности,  безопасности и относительного комфорта в лагере, экологические  исследования  и наблюдения в походе      и их анализ.

Программа занятий кружка предполагает и проведение экскурсий и экологических акций в течение учебного года, экологические акции по уборке территории на местах отдыха горожан, проведение  однодневных эколого-туристических  походов  выходного дня.

        Актуальность программы объединения по интересам «Робинзон» состоит в том, что занимаясь в одном кружке,  ученик может удовлетворить и развить множество своих разнообразных интересов и увлечений:

  • любовь к природе нашего края, желание глубже ее изучить;
  • потребность в общении со сверстниками;
  • интерес к творческой деятельности, к путешествиям;
  • возможность заниматься интересным делом в одной компании с родителями.

Программа объединения по интересам «Робинзон» рассчитана на учащихся 12-16 лет, 216 часов в год, 6 часов в неделю.

Учебно-тематический план

п/п

Разделы, темы

Количество

часов

Всего

Теорит

Практ.

Вводное занятие

2

2

-

1

Экологические проблемы и  устойчивое развитие

4

2

2

1.1

Глобальные  экологические проблемы.

2

1

1

1.2

Экологические проблемы  Беларуси.

2

1

1

2

Экологический туризм, как способ активного познания природы

12

4

8

2.1

Туристские оздоровительно-познавательные ресурсы Беларуси.

6

2

4

2.2

Оздоровительно-познавательные ресурсы  нашей области и района.

6

2

4

3

Работа в школьных мастерских

63

17

46

3.1

Работа с природными материалами.

9

3

6

3.2

Ремонт  туристского снаряжения.

6

2

4

3.3

Изготовление туристского снаряжения.

9

3

6

3.4

Изготовление хозяйственного инвентаря.

6

2

4

3.5

Изготовление предметов экологического назначения.

9

3

6

3.6

Ручная  обработка  металлов.

6

2

4

3.7

Механическая обработка металлов.

3

-

3

3.8

Ручная обработка древесины.

6

2

4

3.9

Механическая обработка древесины.

3

-

3

3.10

Обработка различных  конструкционных материалов.

3

-

3

3.11

Работа с бросовыми материалами.

3

-

3

4

Полевые  исследования и наблюдения в походе

26

10

16

4.1

Способы наблюдений  в экологическом походе.

4

2

2

4.2

Методы  исследований.

4

2

2

4.3

Сбор информации  об экологии предстоящего маршрута;

6

2

4

4.4

Обработка материалов и  анализ.

4

2

2

4.5

Оформление отчетов.

8

2

6

5

Основы туристско-прикладного мастерства (ТПМ)

60

27

33

5.1

История развития туризма.

2

2

-

5.2

Правила поведения в походе.

2

2

-

5.3

Личное и групповое снаряжение туриста.

6

2

4

5.4

Организация туристского быта.

4

2

2

5.5

Питание в походе.

6

4

2

5.6

Техника движения в походе.

6

2

4

5.7

Карты, используемые в походе.

6

2

4

5.8

Ориентирование в туристском походе.

12

4

8

5.9

Личная гигиена туриста.

6

3

3

5.10

Оказание первой доврачебной помощи.

12

4

8

6

Однодневные и многодневные походы и эколого-краеведческие экспедиции

49

9

40

6.1

Организация и проведение  однодневных походов,  экскурсий и экологических  акций.

24

3

21

6.2

Организация и проведение многодневных походов и эколого-краеведческих экспедиций.

36

6

30

итого

216

69

147

Содержание образовательных областей программы

        Вводное занятие (2 часа)

        Ознакомление учащихся с планом работы.

        Раздел 1. Экологические проблемы и  устойчивое развитие (6 часов)

  1. Экологические проблемы – их классификация и типы.

Глобальные экологические проблемы и Беларусь.

Решение экологических проблем: на уровне мирового сообщества, государства, общественной экологической организации, гражданина.

Понятие устойчивого развития.

  1. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года. Место и роль Беларуси в мировом сообществе.
  2. Реализация краеведческих и экологических исследовательских проектов школьников, как вклад в общее дело стабилизации экологической ситуации в Беларуси.

Раздел 2. Экологический туризм, как способ активного познания природы (12 часов)

2.1. Активное познание природы и ее богатств – главная особенность экологического туризма.

2.2. История экологического туризма  в мире и Беларуси: природные рекреационно-туристские ресурсы Беларуси – лечебные ресурсы, оздоровительно-туристские ресурсы, природные ресурсы.

2.3. Экологические путешествия по Беларуси.

Раздел 3. Работа в школьных мастерских  (63 часа)

3.1. Работы с природным материалом.

3.2. Ремонт  и изготовление туристского снаряжения.  

3.3. Изготовление  предметов туристского быта (раскладных стульев,  столов,  гамаков, туристских лопат и топоров, колышков для палаток и т.д.).

3.4. Изготовление хозяйственного инвентаря.

3.5. Изготовление предметов экологического назначения.

3.6. Ручная обработка металлов.

3.7. Ручная обработка древесины.

3.8. Механическая обработка древесины.

3.9. Обработка различных конструкционных материалов.

3.10. Работа с бросовыми материалами.

Раздел 4. Полевые  исследования и наблюдения в походе (26 часов)

4.1. Полевые исследования в походе. Правила ведения полевого дневника. Уникальные природные ландшафты и природные комплексы Беларуси. Ключевые ботанические территории.

4.2. Методы исследований. Правила сбора гербария во время движения на маршруте.  Лекарственные растения белорусской флоры. Ядовитые и съедобные растения и грибы. Редкие и охраняемые растения Беларуси. Структура описания популяции растения – флористическое, геоботаническое.

4.3. Обработка материалов и анализ. Редкие и охраняемые животные белорусской фауны. Опасные животные. Методики описания объектов животного мира, учет численности животных на маршруте экскурсии.

4.5. Оформление отчетов. Описание природных, культурных и исторических объектов на маршруте.

Раздел 5. Основы туристско-прикладного мастерства (60 часов)

5.1. История освоения материков и океанов. Знаменитые путешественники. Правила поведения юных туристов.  Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Анализ несчастных случаев в туризме.

 5.2. Правила поведения в походе. Перечень личного снаряжения для однодневных и многодневных  походов, требования к нему. Одежда и обувь.

5.3. Групповое снаряжение и требования к нему.

Выбор места для бивака. Основные требования к месту бивака.

5.4. Организация туристского быта.

5.5. Питание в походе. Значение, режим, особенности питания в несложных туристских походах. Калорийность, вес, нормы дневного рациона. Требования к продуктам,  используемым для питания в походе.

5.6. Техника движения в походе. Техника движения по травянистой поверхности, песку, мокрому грунту, через кустарники, по камням, болоту. Использование силы трения, увеличение или уменьшение давления на поверхность.

5.7. Карты, используемые в походе. Топографические и спортивные карты. Масштаб карты и работа с ними. Условные знаки топографических и спортивных карт. Изображение рельефа на картах. 

5.8. Особенности ориентирования в туристском походе. Ориентирование с помощью карты, не дающей полной информации о местности. Определение своего местонахождения на местности с помощью карты. 

5.9. Соблюдение правил личной гигиены на туристских прогулках и походах, при организации приемов пищи. Личная гигиена на привале при приготовлении пищи и ее приеме.

5.10. Оказание первой доврачебной помощи.

Раздел 6. Однодневные и многодневные походы и эколого-краеведческие экспедиции (49 часов)

6.1. Подготовка и проведение однодневных походов, экскурсий и экологических акций.

6.2. Организация и проведение многодневных походов и эколого-краеведческих экспедиций.

Ожидаемые результаты

В результате проведения  занятий у учащихся будут сформированы представления:

  • об основных экологических понятиях;
  • об основных положениях Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь;
  • о классификации и определении основных типов экологических проблем;
  • о правилах поведения в туристическом походе и эколого-туристической экскурсии;
  • о правилах техники безопасности в походе;
  • о правилах использования туристического снаряжения;
  • о правилах использования природных ориентиров в лесу;

Учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:

  • по ремонту и  самостоятельному изготовлению  туристского снаряжения;
  • по изготовлению скворечников, кормушек для птиц, инструментов для обработки клумб из различных конструкционных материалов, сувениров и поделок из природных материалов.
  • по обеспечению жизнедеятельности и безопасности туристского лагеря.

Формы подведения итогов реализации программы

Курс реализации программы завершается с окончанием учебного года. Итоги подводятся по следующим критериям:

  • успешность участия в итоговой  выставке творческих работ;
  • оценка результатов участия в профильных конкурсах, учебно-исследовательских конференциях и олимпиадах;
  • умение практически  применить полученные знания и навыки  в профильном эколого-туристическом передвижном палаточном лагере.

Формы и методы реализации программы

При выполнении практических работ учащимися используются индивидуальная, парная и групповая формы обучения. В зависимости от сложности выполняемой работы, возраста и подготовленности учащихся.

        При знакомстве с  теоретической частью программы  активно используются видео-уроки, презентации и другие способы подачи информации визуально.

        В однодневных походах, экскурсиях и экологических акциях участвуют также родители.

Литература и информационные ресурсы

  1. Алексеев, С.В. Экология. - Санкт-Петербург: СМИО ПРЕСС. - 1997.
  2. Астапава, С.Д., Бардон, У.Я., Вальчык, М.А. i iнш. Ледавiковыя валуны Беларусi: Эксперыментальная база вывучэння валуноу. Мн.: Навука i тэхнiка, 1993. – 159 с.
  3. Зайцева, С., Масловский, О., Ярошевич Е, Стасева, И., Чуйко, Е., Хвисевич, Ю. Экологический мониторинг Осиповичского района: методики, результаты исследований, оценка состояния.  – Мн.: Аль-Пак. - 2003. – 92 с.
  4. Киселев, В.Н., Чубанов, К.Д., Бойко, А.В. и др. Лихеноиндикация загрязнения воздушной среды промышленных центров Белоруссии // Экология, 1986, №2.
  5. Конюшко, В.С., Лешко, А.А., Чубаро, С.В. Страницы экологического краеведения: Учеб.-метод. материалы для факультативных занятий, кружковой работы и курсов по выбору. – Мн.: НИО. - 2000. – 348 с.
  6. Краеведение. Под ред.  Даринского, А.В. –  Москва: Просвещение. - 1997.
  7. Люштык, В.С. Экологический туризм школьников – опыт сотрудничества Национального парка «Нарочанский» и Нарочской СШ № 1. – 2004. – 12 с.
  8. Масловский, Е.Н., Пронькина, Г.А., Парфенов, В.И., Ярошевич, Е.Н. и др. Ключевые ботанические территории. Москва-Минск, 2005 г., 80 с.
  9. Национальная стратегия. – Минск: Конкордия. - 1997.
  10. Национальная стратегия /Национальная комиссия по устойчивому развитию РБ, Минск, Юнипак, 2004 г.
  11. Первый национальный доклад. – Минск. - 1998.
  12. Радкевич, В.А. Экология. – Минск: Высшая школа. - 1998.
  13. Сергейчик, С.А. Растения и экология. – Минск: Ураджай. – 1997.
  14. Ярошевич, Е.Н. Новый взгляд на школьный экологический туризм.
  15. Растения Беларуси, находящиеся под угрозой исчезновения в Европе. Составители: Масловский, О.М., Ярошевич, Е.Н., Млынарчик, М.П. и др., Мн.: УП Орех, 2004. - 12 с.
  16. Учебная экологическая тропа. Методические рекомендации. Отв. за вып. Урбан, Н.В. - Мн.: Полымя. - 1984. – 32 с.
  17. Красная книга Республики Беларусь – животные. - Мн.: БелЭн, 2004. – 320 с.
  18. Красная книга Республики Беларусь – растения. - Мн.: БелЭн, 2005. – 456 с.

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела образования,

спорта и туризма Жлобинского

райисполкома

______________А.Н.Соловьёв

______._______.2019

«Робинзон» (младшая группа)

Пояснительная записка

Программа объединения по интересам  «Робинзон» (младшая группа) состоит из шести основных разделов:

  • экологические проблемы и устойчивое развитие;
  • экологический туризм – способ активного познания природы;
  • работа в школьных мастерских;
  • полевые наблюдения в походе;
  • основы ТПМ;
  • организация походов  и экскурсии.

Цель   реализации программы «Робинзон» заключается в получении и  углублении  знаний учащимися в сферах туризма, экологии, краеведения, обработки  природных и конструкционных материалов, а также подготовке учащихся к практическим действиям по применению полученных навыков в эколого-туристической экспедиции  или туристическом походе.

Задачи:

  • познакомить с основами туризма и ориентирования;
  • формировать мотивационную основу конструктивной эколого-биологической деятельности, поведения человека в природе;
  • развивать у учащихся интерес к экологии природы;
  • формировать у учащихся норм и правил поведения и деятельности в природе, взаимодействия с природой;
  • развивать физические, психологические и интеллектуальные качества, связанные с эколого-туристской деятельностью;
  • содействовать формированию экологического мировоззрения;
  • воспитывать бережное отношение к объектам природной среды;
  • воспитывать у учащихся эмоционально-позитивный опыт общения с окружающей природой;
  • формировать у учащихся навыки коммуникативного поведения и межличностного общения.

Работа кружка  «Робинзон» не заканчивается с окончанием учебного года, он  подготавливает учащихся к участию в экологических экспедициях, походах, школьных выездных лагерей, сочетая, таким образом, активный отдых на природе, оздоровление и  проведение различных мероприятий туристско-экологической направленности.

Таким образом, последующая эколого-туристическая  экспедиция после окончания учебного года может рассматриваться как дополнительный  оздоровительно-познавательный  практикум. Практические работы включают различные виды работ. Работы по обеспечению жизнедеятельности,  безопасности и относительного комфорта в лагере, экологические  исследования  и наблюдения в походе      и их анализ.

Программа занятий кружка предполагает и проведение экскурсий и экологических акций в течение учебного года, экологические акции по уборке территории на местах отдыха горожан, проведение  однодневных эколого-туристических  походов  выходного дня.

        Актуальность программы объединения по интересам «Робинзон» состоит в том, что занимаясь в одном кружке,  ученик может удовлетворить и развить множество своих разнообразных интересов и увлечений:

  • любовь к природе нашего края, желание глубже ее изучить;
  • потребность в общении со сверстниками;
  • интерес к творческой деятельности, к путешествиям;
  • возможность заниматься интересным делом в одной компании с родителями.

Программа объединения по интересам «Робинзон» рассчитана на учащихся 9-12 лет, 144 часа в год, 4 часа в неделю.

Учебно-тематический план

п/п

Разделы, темы

Количество

часов

Всего

Теорет.

Практ.

Вводное занятие

2

2

-

1

Экологические проблемы и  устойчивое развитие

2

2

-

1.1

Глобальные  экологические проблемы.

1

1

-

1.2

Экологические проблемы  Беларуси.

1

1

-

2

Экологический туризм, как способ активного познания природы

8

2

6

2.1

Туристские оздоровительно-познавательные ресурсы Беларуси.

4

1

2

2.2

Оздоровительно-познавательные ресурсы  нашей области и района.

4

1

4

3

Работа в школьных мастерских

42

12

30

3.1

Работа с природными материалами.

3

1

2

3.2

Ремонт  туристского снаряжения.

5

1

4

3.3

Изготовление туристского снаряжения.

7

1

6

3.4

Изготовление хозяйственного инвентаря.

6

2

4

3.5

Изготовление предметов экологического назначения.

3

1

2

3.6

Ручная  обработка  металлов.

4

2

2

3.7

Механическая обработка металлов.

1

-

1

3.8

Ручная обработка древесины.

6

2

4

3.9

Механическая обработка древесины.

2

1

1

3.10

Обработка различных  конструкционных материалов.

3

1

2

3.11

Работа с бросовыми материалами.

2

-

2

4

Полевые  исследования и наблюдения в походе

18

6

12

4.1

Способы наблюдений  в экологическом походе.

3

1

2

4.2

Методы  исследований.

3

1

2

4.3

Сбор информации  об экологии предстоящего маршрута;

5

2

3

4.4

Обработка материалов и  анализ.

4

1

2

4.5

Оформление отчетов.

4

1

3

5

Основы туристско-прикладного мастерства (ТПМ)

40

18

22

5.1

История развития туризма.

2

2

-

5.2

Правила поведения в походе.

2

2

-

5.3

Личное и групповое снаряжение туриста.

5

3

2

5.4

Организация туристского быта.

5

3

2

5.5

Питание в походе.

3

2

1

5.6

Техника движения в походе.

5

1

4

5.7

Карты, используемые в походе.

3

1

2

5.8

Ориентирование в туристском походе.

6

2

4

5.9

Личная гигиена туриста.

3

1

3

5.10

Оказание первой доврачебной помощи.

5

1

4

6

Однодневные и многодневные походы и эколого-краеведческие экспедиции

32

6

26

6.1

Организация и проведение  однодневных походов,  экскурсий и экологических  акций.

16

3

13

6.2

Организация и проведение многодневных походов и эколого-краеведческих экспедиций.

16

3

13

итого

144

48

96

Содержание образовательных областей программы

        Вводное занятие (2 часа)

        Ознакомление учащихся с планом работы.

        Раздел 1. Экологические проблемы и  устойчивое развитие (2 часа)

  1. Экологические проблемы – их классификация и типы.

Глобальные экологические проблемы и Беларусь.

Решение экологических проблем: на уровне мирового сообщества, государства, общественной экологической организации, гражданина.

Понятие устойчивого развития.

  1. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года. Место и роль Беларуси в мировом сообществе.

Раздел 2. Экологический туризм как способ активного познания природы (8 часов)

2.1. Активное познание природы и ее богатств – главная особенность экологического туризма.

2.2. История экологического туризма  в мире и Беларуси: природные рекреационно-туристские ресурсы Беларуси – лечебные ресурсы, оздоровительно-туристские ресурсы, природные ресурсы.

2.3. Экологические путешествия по Беларуси.

Раздел 3. Работа в школьных мастерских  (42 часа)

3.1. Работы с природным материалом.

3.2. Ремонт  и изготовление туристского снаряжения.  

3.3. Изготовление  предметов туристского быта (раскладных стульев,  столов,  гамаков, туристских лопат и топоров, колышков для палаток и т.д.).

3.4. Изготовление хозяйственного инвентаря.

3.5. Изготовление предметов экологического назначения.

3.6. Ручная обработка металлов.

3.7. Ручная обработка древесины.

3.8. Механическая обработка древесины.

3.9. Обработка различных конструкционных материалов.

3.10. Работа с бросовыми материалами.

Раздел 4. Полевые  исследования и наблюдения в походе (18 часов)

4.1. Полевые исследования в походе. Правила ведения полевого дневника. Уникальные природные ландшафты и природные комплексы Беларуси. Ключевые ботанические территории.

4.2. Методы исследований. Правила сбора гербария во время движения на маршруте.  Лекарственные растения белорусской флоры. Ядовитые и съедобные растения и грибы. Редкие и охраняемые растения Беларуси. Структура описания популяции растения – флористическое, геоботаническое.

4.3. Обработка материалов и анализ. Редкие и охраняемые животные белорусской фауны. Опасные животные. Методики описания объектов животного мира, учет численности животных на маршруте экскурсии.

4.5. Оформление отчетов. Описание природных, культурных и исторических объектов на маршруте.

Раздел 5. Основы туристско-прикладного мастерства (40 часов)

5.1. История освоения материков и океанов. Знаменитые путешественники. Правила поведения юных туристов.  Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Анализ несчастных случаев в туризме.

 5.2. Правила поведения в походе. Перечень личного снаряжения для однодневных и многодневных  походов, требования к нему. Одежда и обувь.

5.3. Групповое снаряжение и требования к нему.

Выбор места для бивака. Основные требования к месту бивака.

5.4. Организация туристского быта.

5.5. Питание в походе. Значение, режим, особенности питания в несложных туристских походах. Калорийность, вес, нормы дневного рациона. Требования к продуктам,  используемым для питания в походе.

5.6. Техника движения в походе. Техника движения по травянистой поверхности, песку, мокрому грунту, через кустарники, по камням, болоту. Использование силы трения, увеличение или уменьшение давления на поверхность.

5.7. Карты, используемые в походе. Топографические и спортивные карты. Масштаб карты и работа с ними. Условные знаки топографических и спортивных карт. Изображение рельефа на картах. 

5.8. Особенности ориентирования в туристском походе. Ориентирование с помощью карты, не дающей полной информации о местности. Определение своего местонахождения на местности с помощью карты. 

5.9. Соблюдение правил личной гигиены на туристских прогулках и походах, при организации приемов пищи. Личная гигиена на привале при приготовлении пищи и ее приеме.

5.10. Оказание первой доврачебной помощи.

Раздел 6. Однодневные и многодневные походы и эколого-краеведческие экспедиции (32 часа)

6.1. Подготовка и проведение однодневных походов, экскурсий и экологических акций.

6.2. Организация и проведение многодневных походов и эколого-краеведческих экспедиций.

Ожидаемые результаты

В результате проведения  занятий у учащихся будут сформированы представления:

  • об основных экологических понятиях;
  • об основных положениях Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь;
  • о классификации и определении основных типов экологических проблем;
  • о правилах поведения в туристическом походе и эколого-туристической экскурсии;
  • о правилах техники безопасности в походе;
  • о правилах использования туристического снаряжения;
  • о правилах использования природных ориентиров в лесу;

Учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:

  • по ремонту и  самостоятельному изготовлению  туристского снаряжения;
  • по изготовлению скворечников, кормушек для птиц, инструментов для обработки клумб из различных конструкционных материалов, сувениров и поделок из природных материалов.
  • по обеспечению жизнедеятельности и безопасности туристского лагеря.

Формы подведения итогов реализации программы

Курс реализации программы завершается с окончанием учебного года. Итоги подводятся по следующим критериям:

  • успешность участия в итоговой  выставке творческих работ;
  • оценка результатов участия в профильных конкурсах, учебно-исследовательских конференциях и олимпиадах;
  • умение практически  применить полученные знания и навыки  в профильном эколого-туристическом передвижном палаточном лагере.

Формы и методы реализации программы

При выполнении практических работ учащимися используются индивидуальная, парная и групповая формы обучения. В зависимости от сложности выполняемой работы, возраста и подготовленности учащихся.

        При знакомстве с  теоретической частью программы  активно используются видео-уроки, презентации и другие способы подачи информации визуально.

        В однодневных походах, экскурсиях и экологических акциях участвуют также родители.

Литература и информационные ресурсы

  1. Алексеев, С.В. Экология. - Санкт-Петербург: СМИО ПРЕСС. - 1997.
  2. Астапава, С.Д., Бардон, У.Я., Вальчык, М.А. i iнш. Ледавiковыя валуны Беларусi: Эксперыментальная база вывучэння валуноу. Мн.: Навука i тэхнiка, 1993. – 159 с.
  3. Зайцева, С., Масловский, О., Ярошевич Е, Стасева, И., Чуйко, Е., Хвисевич, Ю. Экологический мониторинг Осиповичского района: методики, результаты исследований, оценка состояния.  – Мн.: Аль-Пак. - 2003. – 92 с.
  4. Киселев, В.Н., Чубанов, К.Д., Бойко, А.В. и др. Лихеноиндикация загрязнения воздушной среды промышленных центров Белоруссии // Экология, 1986, №2.
  5. Конюшко, В.С., Лешко, А.А., Чубаро, С.В. Страницы экологического краеведения: Учеб.-метод. материалы для факультативных занятий, кружковой работы и курсов по выбору. – Мн.: НИО. - 2000. – 348 с.
  6. Краеведение. Под ред.  Даринского, А.В. –  Москва: Просвещение. - 1997.
  7. Люштык, В.С. Экологический туризм школьников – опыт сотрудничества Национального парка «Нарочанский» и Нарочской СШ № 1. – 2004. – 12 с.
  8. Масловский, Е.Н., Пронькина, Г.А., Парфенов, В.И., Ярошевич, Е.Н. и др. Ключевые ботанические территории. Москва-Минск, 2005 г., 80 с.
  9. Национальная стратегия. – Минск: Конкордия. - 1997.
  10. Национальная стратегия /Национальная комиссия по устойчивому развитию РБ, Минск, Юнипак, 2004 г.
  11. Первый национальный доклад. – Минск. - 1998.
  12. Радкевич, В.А. Экология. – Минск: Высшая школа. - 1998.
  13. Сергейчик, С.А. Растения и экология. – Минск: Ураджай. – 1997.
  14. Ярошевич, Е.Н. Новый взгляд на школьный экологический туризм.
  15. Растения Беларуси, находящиеся под угрозой исчезновения в Европе. Составители: Масловский, О.М., Ярошевич, Е.Н., Млынарчик, М.П. и др., Мн.: УП Орех, 2004. - 12 с.
  16. Учебная экологическая тропа. Методические рекомендации. Отв. за вып. Урбан, Н.В. - Мн.: Полымя. - 1984. – 32 с.

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела образования,

спорта и туризма Жлобинского

райисполкома

______________А.Н.Соловьёв

______._______.2019

«Растишки»

Пояснительная записка

Ведущей целью учреждений внешкольного воспитании и обучения эколого-биологического профиля является формирование экологической культуры детей. Основой формирования экологической культуры личности является система экологических знаний разной степени сложности, разных уровней. Экологические знания включают в себя знания о животном и растительном мире, знания о человеке и его взаимодействии с природой, о взаимодействии компонентов природы, о явлениях природы, её охране и видах деятельности человека в природе.

Формирование экологической культуры начинается с рождения ребёнка и, чем раньше мы начнём целенаправленно работать в этой сфере, тем больших результатов достигнем.

Программа кружка «Растишки» создана для работы с детьми дошкольного  возраста. Малыши в этот период очень непосредственны и импульсивны, они испытывают потребность в разнообразных движениях. Основной вид деятельности – предметный, начинает формироваться игровая деятельность. Быстро растёт интерес к окружающему; формируется как пассивная, так и активная речь; активно развивается общение не только со взрослыми, но и с ровесниками; появляются предпосылки художественной деятельности. Дети постепенно начинают осознавать свою индивидуальность, осмысливать свои желания, учатся подчинять их необходимости (усваивают понятия «можно», «нужно», «нельзя»). Все эти особенности возраста учитывались при составлении программы.

Цель реализации программы объединения – формирование системы начальных экологических знаний с помощью систематизирования, расширения и обобщения личного опыта ребенка.

Задачи:

– формировать у детей понятие о природе;

– дать понятие о временах года в природе;

– развивать знание детей о человеке как о части природы;

– формировать систему знаний детей о животных и растениях;

– обеспечивать разностороннее развитие детей, которое включает моторное, сенсорное и социально-эмоциональное развитие;

– воспитывать отзывчивость, доброту, желание заботиться о близких людях, животных и растениях;

– воспитывать культуру общения.

        Актуальность. Объединение по интересам «Растишки», направлено на развитие ребенка, расширение его кругозора, формирования чувства ответственности и любви ко всему живому. Программа содержит занятия по изучению природы и природных явлений, а также растительного и животного мира.

Программа рассчитана на занятия с детьми 4-6 летнего возраста в течение года. Реализуется она за 76 часов. Занятия продолжительностью не более 35 минут проводятся 2 раза в неделю. Наполняемость групп – 8-10 человек. Желательно, чтобы состав группы в течение года был постоянным.

Каждое занятие кружка является комплексным и состоит из нескольких блоков: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, начальных математических представлений, изобразительная деятельность. Перед началом занятий проводится инструктаж  по правилам техники безопасности.

На занятиях используются следующие виды деятельности: экскурсии, наблюдения, демонстрации картин, фотографий и рисунков; дидактические, пальчиковые и подвижные игры. Широко используется рассказывание сказок, стихотворений и потешек с одновременным обыгрыванием их с помощью игрушек или картинок. Наблюдения за животными и растениями организуются исходя из местных условий.

Игровая форма проведения занятий, опора на эмоциональное и моторное развитие детей, многократное выполнении разных вариантов одних и тех же заданий позволяют формировать необходимые знания, умения и навыки.

Учебно-тематический план

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Всего

часов

В том числе

теоретических

практических

1

2

3

4

5

1

Природа – наш дом

2

1,5

0,5

1.1.

Организационное занятие

1

1

-

1.2.

Понятие природы

1

0,5

0,5

2

В саду и в огороде

4

2

2

2.1.

Деревья и кустарники

1

0,5

0,5

2.2.

Фрукты

1

0,5

0,5

2.3.

Ягоды

1

0,5

0,5

2.4.

Овощи

1

0,5

0,5

3

Сельскохозяйственные животные

9

4,5

4,5

3.1.

Курица и цыпленок

1

0,5

0,5

3.2.

Петух

1

0,5

0,5

3.3.

Утка и утята

1

0,5

0,5

3.4.

Овцы, баран, ягнята

1

0,5

0,5

3.5.

Коза и козленок

1

0,5

0,5

3.6.

Корова и теленок

1

0,5

0,5

3.7.

Лошадь и жеребенок

1

0,5

0,5

3.8.

Свинья и поросенок

1

0,5

0,5

3.9.

Я и домашние животные

1

0,5

0,5

4

Осень как пора года в природе

5

2,5

2,5

4.1.

Осень в парке

1

0,5

0,5

4.2.

Осень в лесу

1

0,5

0,5

4.3.

Птицы осенью

1

0,5

0,5

4.4

Сбор урожая

1

0,5

0,5

4.5.

Осень как пора года

1

0,5

0,5

5

Декоративные животные

9

4,5

4,5

5.1.

Кошка и котята

1

0,5

0,5

5.2.

Собака и щенки

1

0,5

0,5

5.3.

Мыши и крысы

1

0,5

0,5

5.4.

Хомяки

1

0,5

0,5

5.5.

Монгольские песчанки

1

0,5

0,5

5.6.

Морские свинки

1

0,5

0,5

5.7.

Декоративные кролики

1

0,5

0,5

5.8.

Попугаи

1

0,5

0,5

5.9.

Животные в нашем доме

1

0,5

0,5

6

Зима как пора года в природе

8

4

4

6.1

Особенности зимы

1

0,5

0,5

6.2

Свойства снега

1

0,5

0,5

6.3

Зимние забавы

1

0,5

0,5

6.4

Деревья зимой

1

0,5

0,5

6.5

Встреча Нового года

1

0,5

0,5

6.6

Как зимуют животные

1

0,5

0,5

6.7

Птицы зимой

1

0,5

0,5

6.8

Я и зима

1

0,5

0,5

7

Дикие животные

9

4,5

4,5

7.1.

Лиса и лисята

1

0,5

0,5

7.2.

Зайцы и зайчата

1

0,5

0,5

7.3.

Волки и волчата

1

0,5

0,5

7.4.

Рысь и рысята

1

0,5

0,5

7.5.

Белки и бельчата

1

0,5

0,5

7.6.

Лоси и лосята

1

0,5

0,5

7.7.

Ежи и ежата

1

0,5

0,5

7.8.

Медведь и медвежата

1

0,5

0,5

7.9.

Человек и дикие животные

1

0,5

0,5

8

Транспорт в жизни человека

7

3,5

3,5

8.1.

Гужевой вид транспорта

1

0,5

0,5

8.2.

Машины

1

0,5

0,5

8.3.

Железнодорожный транспорт

1

0,5

0,5

8.4.

Воздушный транспорт

1

0,5

0,5

8.5.

Водный транспорт

1

0,5

0,5

8.6.

Специальный транспорт

1

0,5

0,5

8.7.

Человек и транспорт

1

0,5

0,5

9

Природа водоемов

6

3

3

9.1.

Рыбы в аквариуме

1

0,5

0,5

9.2.

Черепахи

1

0,5

0,5

9.3.

Места обитания рыб

1

0,5

0,5

9.4.

Разнообразие рыб

1

0,5

0,5

9.5.

Разнообразие животных водоема

1

0,5

0,5

9.6.

Человек и водный мир

1

0,5

0,5

10

Весна как пор года в природе

8

4

4

10.1

Признаки весны

1

0,5

0,5

10.2.

Птицы весной

1

0,5

0,5

10.3.

Пробуждение животных

1

0,5

0,5

10.4.

Насекомые

1

0,5

0,5

10.5.

Пчелы

1

0,5

0,5

10.6.

Бабочки

1

0,5

0,5

10.7.

Цветы

1

0,5

0,5

10.8.

Весенние работы

1

0,5

0,5

11

Домашние питомцы

5

2,5

2,5

11.1

Мыши и крысы

1

0,5

0,5

11.2.

Хомяки

1

0,5

0,5

11.3.

Монгольские песчанки

1

0,5

0,5

11.4.

Морские свинки

1

0,5

0,5

11.5.

Декоративные кролики

1

0,5

0,5

12

Скоро лето

4

2

2

12.1.

Лето как пора года

1

0,5

0,5

12.2.

Летние игры

1

0,5

0,5

12.3.

Река и зеро

1

0,5

0,5

12.4

Подведение итогов

1

0,5

0,5

Общее количество часов

76

38,5

37,5

Содержание образовательных областей программы

Раздел 1. Природа – наш дом (2 часа)

1.1. Организационное занятие. Организация занятий в кружке. Кружок «Растишки» как коллектив детей, родителей и педагога. Цель и задачи предстоящей работы. Техника безопасности на занятиях.

1.2. Понятие природы. Природа – наш дом. Живая и неживая природа: камни, песок, вода, зёрна, растения и животные. Человек – часть природы.

Рассматривание объектов живой и неживой природы (цветы, травянистые растения, насекомые, камни, почва, песок и т. д.).

Раздел 2. В саду и в огороде (4 часа)

2.1. Деревья и кустарники. Морфологические особенности строения деревьев и кустарников. Сходство и различие.

Заочная экскурсия в дендрарий. «Деревья и кустарники».

Конструирование из счетных палочек «Дерево и куст»

2.2. Фрукты. Отличительные особенности фруктов (цвет, форма, вкус). Способы выращивания и использования человеком.

Заочная экскурсия в сад «Фруктовые деревья и кустарники. Рассказывание «Почему яблочко кругленькое».

Лепка детьми фруктов из пластилина.

2.3. Ягоды. Отличительные особенности ягод (цвет, форма, вкус). Способы выращивания и использования человеком.

Заочная экскурсия «Лесные ягоды и садовые». «Загадки» в картинках. Игра с табличками «Какого цвета, формы, вкуса?».

Раскрашивание «Сладкая ягодка».

2.3. Овощи. Отличительные особенности овощей (цвет, форма, вкус). Способы выращивания и использования человеком.

Заочная экскурсия на огород «Что растет на нашей грядке?». «Огородные загадки» в картинках. Игра с табличками «Какого цвета, формы, вкуса?»

Рисование детьми овощей на тему; что ты больше любишь «Огурец или помидор?».

Раздел 3. Сельскохозяйственные животные (9 часов)

3.1. Курица и цыплёнок. Куры как представители домашних птиц. Некоторые особенности их внешнего вида и образа жизни. Отличительные особенности цыплят. Демонстрация картины с изображением курицы и цыплят. Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыплёнок». Заочная экскурсия «Домашние птицы». Пальчиковая игра «Встретились два цыплёнка».

3.2. Петух. Петух как представитель домашних птиц. Характеристика его внешнего вида и образа жизни, отличие от кур. Петух как персонаж сказок, игр и потешек. Рассматривание игрушечного петуха. Дидактическое упражнение «Кто так кричит?». Пальчиковая гимнастика «Покормим петушка с семьей». Чтение детям рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьей». Рисование «Петушок»

Лепка детьми горошин для петуха.

3.4. Утка. Утка как представитель домашних птиц. Характеристика внешнего вида и образа жизни, отличие от кур. Рассматривание картин утки с утятами. Дидактическое упражнение «Найди отличия». Игра «Сосчитаем уток» и игра «Построй по росту утят»

3.3. Коза и козлёнок. Характеристика козы как домашнего животного. Её внешний вид и образ жизни. Козлёнок – детёныш козы. Их сходство и различие. Демонстрация картины с изображением козы и козлёнка. Загадки. Чтение и пересказ сказки «Упрямые козы».

Графический диктант «Коза и ее лакомства».

3.3. Баран и овца. Характеристика овцы как домашнего животного. Её внешний вид и образ жизни. Знакомство с бараном и ягненком Их сходство и различие. Рассказ Ирис Ревю «Щедрая овечка».

Рисование мелом «Милая овечка».

3.4. Корова и телёнок. Корова как представитель домашних животных. Её внешний вид и образ жизни. Телёнок – детёныш коровы. Отличие от взрослого животного. О пользе коровы и молочных продуктов. Рассказывание стишка В. Лясковского «Коровушка». Демонстрация картины с изображением коровы и телёнка. Чтение стихотворение «Молочный магазин» В. Лаврина. Игра «Исправь предложения». «Разрезные картинки»

Конструирование «Забор для телёнка»

3.4. Лошадь и жеребёнок. Лошадь как представитель домашних животных. Её внешний вид и образ жизни. Использование лошади человеком. Жеребёнок – детёныш лошади. Их сходство и различие.

Демонстрация картин с изображением лошади и жеребёнка, лошади, запряжённой в повозку или с наездником. Рассматривание еще одного представителя – пони. Отличие лошади от пони. Физкультминутка «Лошадка».

Обведи по точкам и раскрась «Цирковая пони».

3.3. Осел. Характеристика осла как домашнего животного. Его внешний вид и образ жизни. Ослица и осленок– их сходство и различие. Сходство и отличия с лошадью. Заучивание потешки «Веселый ослик». Подвижная игра «Поехали».

Рисование по точкам «Длинноухий ослик».

3.5. Свинья и поросёнок. Свинья как представитель домашних животных. Характерные особенности внешнего вида и образ жизни свиньи. Поросёнок — детёныш свиньи. Игра «Узнай по голосу». Найди отличия «Свинка Пеппа».

Просмотр презентации «Такие разные свиньи».

Просмотр видеоролика «Выступление дрессированной свиньи»

3.6. Я и домашние животные. Домашние животные – обитатели ближайшего окружения человека. Значение сельскохозяйственных животных в жизни человека. Рассказывание произведения А. Барто «Песня-песенка».

Дидактические игра «Игра «Чей, чья, чьи?» и «Игра «Образуй новое слово». Игра «Скажи наоборот».

Работа с говорящей книгой (индивидуально).

Раздел 4. Осень как пора года в природе (5 часов)

4.1. Осень в парке. Осень как пора года, следующая за летом. Признаки осени. Деревья и кустарники осенью. Листопад как атрибут осени. Морфологическое и колористическое разнообразие листьев. Дидактическая игра «Красный (жёлтый, зелёный) листик, лети ко мне!». Игра «На дорогах лужи». Рассказ сказки «Бабье лето».

Изготовление детьми аппликации «Листья летят».

4.2. Птицы осенью. Внешний вид, особенности строения и мигания птиц. Образ жизни птиц. Причины осеннего перелёта птиц. Разнообразие птиц в ближайшем окружении. Рассматривание изображений разных птиц (ворона, сорока, синица, воробей) и сравнивание их между собой. Дидактическая игра «Кого не стало?». Подвижная игра «Высоко – низко».

4.3.Чудо-вода. Вода как объект неживой природы. Необходимость воды в жизни человека и всего живого. Знакомство со свойствами воды. Вода в природе. Осенние дожди. Рассказывание сказки В. Лясковского «Тучка, которая всех передразнивала». Демонстрация иллюстраций с изображением осенних дождей. Пальчиковая игра «Ой, лады». Дидактическая игра «Тонет – не тонет».

4.4. Осенний лес. Лес как объект природы. Необходимость леса в жизни человека и его польза. Красота леса. Демонстрация иллюстраций с изображением осенних лесов. Рассматривание грибов. Дидактическая игра «Съедобный–несъедобный».

Графический диктант «Лукошко с грибами».

4.5. Работы осенью. Необходимость осенних работ. Демонстрация иллюстраций с работами в поле. Рассматривание рабочего инвентаря и для чего предназначен. Составление рассказа используя наглядный план – схематическую модель. Пальчиковая игра «Потрудились». Гимнастика для глаз «Трактор поехал…»

4.6. Осень как пора года в природе. Периоды осени: ранняя, золотая, поздняя. Изменения в природе осенью. Чтение стихотворений по осень.

Настольная игра «Соберем грибы в лесу».

Раздел 5 . Декоративные животные (9 часов)

5.1. Кошка и котята. Характеристика кошки как животного. Отличительные особенности кошки. Котята – детёныши кошки. Сходство и различие кошки и котёнка. Рассматривание игрушечного кота. Демонстрация картины с изображением кошки с котятами. Заучивание скороговорки. Подвижная игра «Кошкин дом».

Настольная игра «Кошки-мышки».

5.2. Собака и щенки. Собака как представитель домашних животных. Характерные особенности собак, их образ жизни. Породы собак. Щенок – детёныш собаки. Отличие щенка от взрослой собаки.

Демонстрация картины, изображающей собаку со щенками. Чтение стихотворения «Как щенок растил пирог». Рассматривание альбомов «Породы собак». Физкультминутка «Добрый пес»

Изготовление коллажа «Такие разные собаки»

5.3. Мыши. Мыши как представители грызунов. Особенности внешнего вида и образа жизни мышей. Декоративные мыши. Чтение рассказа и рассматривание рисунков В. Г. Сутеева «Мышонок и карандаш». Пальчиковая игра «Мышка нашла сыр».

Рисование детьми простым карандашом дырок в сыре для мыши.

5.4. Крысы. Крысы как представители грызунов. Особенности внешнего вида и образа жизни крыс. Декоративные крысы. Сходство и различие мыши и крысы. Пальчиковая игра «Часы пробили бом!».

Знакомство и наблюдение за декоративной крысой.

5.5. Монгольские песчанки. Представители грызунов. Особенности внешнего вида и образа жизни. Уход за ними. Сходство и различие с мышами и крысами.

Знакомство и наблюдение за монгольскими песчанками.

5.6. Хомяки. Характеристика хомяка как домашнего животного. Внешний вид и образ жизни в природе и в домашних условиях. Уход за хомяками. Дидактическая игра «Хома в лабиринте?». Игра-потешка «Хома-хома-хомячок».

Знакомство и наблюдение за хомяками.

5.7. Морская свинка. Характеристика морской свинки как домашнего животного. Внешний вид и образ жизни в природе и в домашних условиях. Уход за свинками. Психокоррекционная сказка «Калейдоскоп».

Знакомство и наблюдение за морской свинкой

5.8. Кролик. Характеристика кролика как домашнего животного. Внешний вид и образ жизни в природе и в домашних условиях. Уход за кроликами. Пальчиковая игра «Кролик».

Знакомство и наблюдение за кроликом.

5.9. Животные в нашем доме. Домашние животные друзья человека. Породы кошек и собак. Ответственное отношение человека за тех, кого приручили. Дидактическая игра «Кто что ест?». Загадки о домашних животных.

Лепка детьми из пластилина «Сосиски для кота и собаки»

Раздел 6. Зима как пора года в природе (8 часов)

6.1. Особенности зимы. Зима как время года. Признаки зимы: снег, холодно, тёплая одежда людей, короткий день, деревья и кусты без листьев, мало птиц, отсутствуют насекомые. Демонстрация иллюстраций с изображением зимы. Упражнение на дыхание «Погреем ручки». Игра «Оденься потеплее». Игра «Назови ласково» Игра с мячом «Зимние слова».

Пальчиковое рисование детьми падающего снега белой гуашью.

6.2. Свойства снега. Снег как атрибут зимы. Некоторые свойства снега (белый, холодный, рыхлый, без запаха; может принимать любую форму; лепится; скрипит при сжимании; тает в тёплом помещении, превращаясь в воду). Состав и структура снега. Игра "Снег, какой он?» Упражнение на развитие речевого дыхания. Физкультминутка «Снежинки».

Экспериментальная работа «Таяние снега и льда».

6.3. Зимние забавы. Уточнение особенностей зимы как времени года. Зимние развлечения детей и взрослых: катание на лыжах, коньках, скейтбордах, санях и санках, игра в снежки, лепка снеговиков. Демонстрация сюжетных картинок, изображающих зимние забавы детей и взрослых. Рассматривание зимних видов спорта в картинках и стихах. Упражнение «Мы во двор пошли гулять!»

Настольная игра «На катке».

6.4. Деревья зимой. Период покоя у деревьев зимой. Вечнозелёные деревья: ель, сосна, туя и их отличительные особенности. Чтение стихотворения И. П. Токмаковой «Ёлочка». Демонстрация ветвей разных деревьев. Подвижная игра «Елочка в лесу росла». Дидактическая игра «Ели высокие и низкие».

Рисование детьми иголок на еловой ветке карандашами.

6.5. Новый год. Особенности празднования Нового года. Загадки. Дидактическая игра «Укрась елочку», игра «Что пропало». Упражнение «Исправь ошибку», работа с деформированными предложениями. Игра «Какой? Какая? Какие?»

Рисование детьми украшений на елочке заданными цветами.

6.6. Как зимуют животные? Волк, лиса, заяц, белка в зимнем лесу. Звери, впадающие зимой в спячку: ежи, медведи, барсук, змея. Загадки о них. Демонстрация иллюстраций, изображающих сонных животных. Пальчиковая игра «Надоело спать в берлоге». Рассказывание сказки «Кто как зимует?».

Обведи по точкам медвежонка и бочонок меда.

6.7. Птицы зимой. Характеристика зимующих птиц (вороны, воробьи, синицы, голуби, снегири). Особенности их образа жизни зимой. Как можно помочь птицам зимой». Демонстрация картины, изображающей птиц на кормушке. Рассказ о зимовке птиц. Чтение рассказа «Поможем птицам вместе». Игра «Назови ласково». Физкультминутка «Птички». Дидактическая игра-плакат «Птицы в городе».

Пальчиковое рисование детьми грозди рябины.

6.8. Я и зима. Зима как любимое время года. Отличительные особенности зимнего периода. Труд людей зимой. Работа с табличками «Зимняя лесная олимпиада в картинках». Дидактическая игра «Что когда бывает?». Пальчиковая игра «Очень холодно зимой». Подвижная игра «Пройди по следам».

Лепка снеговика из пластилина.

Раздел 7.  Дикие животные (9 часов)

7.1. Лиса и лисята. Характеристика лисы как обитатели белорусских лесов. Внешний вид и образ жизни. Рассматривание картины «Лиса с лисятами». Рассказывание сказки «Лисичкины бусы». Нанизывание бусинок ни мягкую проволоку. Пальчиковая игра «На поляне дом стоит».

Пальчиковое рисование разноцветных бус.

7.2. Зайцы и зайчата. Характеристика внешнего вида и образа жизни зайца-русака. Зайчата – детёныши зайцем. Особенности их вскармливания. Заяц как любимый персонаж народных сказок и потешек.

Знакомство с кроликом и крольчатами. Наблюдение за ним.

Рассматривание картин, изображающих зайца зимой и летом. Рассказывание сказок «Заяц хваста» и «Заячий секрет».

Лепка детьми угощения для зайца «Большая и маленькая морковки».

7.3. Волки и волчата. Характеристика волка как хищника белорусских лесов. Общественный характер жизни волков: волчьи семьи и стаи. Забота взрослых волков о волчатах. Демонстрация картин, изображающих волков с волчатами и волчью стаю зимой. Рассказывание потешки «А я волка не боюсь». Дидактическая игра «Найди правильную тень».

Обведи по точкам угощение для волка «Большая косточка».

7.4. Рысь и рысята. Характеристика рыси как дикой кошки. Отличительные признаки рыси, сравнение с домашней кошкой. Рысята – детёныши рыси. Демонстрация картин, изображающих рысь на дереве и рысь с рысятами. Рассказ о жизни рыси в лесу. Пальчиковая игра «Вот стоит высокий дом».Рассказывание сказки «Как кубики помогли котёнку найти дорогу домой».

Изготовление детьми аппликации «Башня из кубиков».

7.5. Белки и бельчата. Характеристика внешнего вида и образа жизни белок. Особенности питания. Бельчата – детёныши белок. Признаки отличия от взрослых животных. Демонстрация картины, изображающей белку с бельчатами. Дидактическая игра «Дикие – домашние». Подвижная игра «Разложи орехи для белки» (маленькие – на маленькую тарелку, большие – на большую).

7.6. Лоси и лосята. Лось как представитель крупных копытных животных наших лесов. Лосёнок – детёныш лося. Его отличительные особенности.Рассматривание игрушечного лося. Демонстрация картины, изображающей семью лосей. Рассматривание лосиных рогов. Дидактическая игра «Кто что делает?».

Конструирование детьми из плоских геометрических фигур «Дом в лесу».

7.7. Медведь и медвежата. Медведь как представитель наших лесов. Медвежонок – детёныш. Его отличительные особенности. Рассматривание картины «Мишки в лесу».

Танцевальная минутка «Маша и медведь»

7.8. Ежи и ежата. Еж как представитель животных наших лесов. Ежонок – детёныш ежа. Его отличительные особенности. Рассматривание игрушечного ежа. Демонстрация картины, изображающей семью ежей. Поучительная история «Ежовые колючки».

Изготовление детьми аппликации из природных материалов «Еж».

7.9. Человек и дикие животные. Разнообразие диких животных и их значение в жизни леса. Отношение человека к диким животным. Дикие животные в народных сказках. Заочная экскурсия в зоопарк. Загадки о диких животных. Подвижная игра «Изобрази животное». Дидактические игры: «Кто где живёт?» и «Дикие – домашние».

Лепка детьми из пластилина персонажа «Колобок».

Раздел 8. Транспорт в жизни человека (7 часов)

8.1. Гужевой вид транспорта. Гужевой транспорт и какие животные могут им являться. Демонстрация иллюстраций гужевого транспорта. История возникновения. Игра «Разрезанные картинки». Физкультминутка "Светофор". Подвижная игра «Лошадки».

Изготовление детьми аппликации «Лошадь скачет по лугу»

8.2. Машины. Разные типы машин, их назначение, Специальные машины (скорая помощь, пожарная, милиция). Сельскохозяйственные и строительные машины. Демонстрация моделей или изображений разных по форме и назначению машин. Работа с энциклопедией «Специальные машины». Стихотворение А.Борто «Грузовик». Подвижная игра «Едем по дороге длинной, а потом по короткой». Дидактическая игра: «Отыщи правильную тень автомобиля». Подвижная игра «Кто быстрей в гараж»

Конструирование детьми из кубиков гаражей для машин.

8.3. Железнодорожный транспорт. Железнодорожный транспорт, его назначение. Разные виды поездов. Метро. Значение железнодорожного транспорта в жизни человека. Работа с энциклопедией «Железнодорожный транспорт». Дидактические игры «Вагон какого цвета уехал?». Динамическая пауза «Поезд с грузом». Гимнастика для глаз «Поезд поехал…»

Конструирование детьми из счетных палочек «Железная дорога».

8.4. Воздушный транспорт. Характеристика воздушного транспорта, его назначение. Самолёты, вертолёты, воздушные шары. Их роль в жизни человека. Демонстрация иллюстраций, изображающих разные виды воздушного транспорта. Работа с энциклопедией «Воздушный транспорт». Дыхательная гимнастика «Парашюты». Малоподвижная игра "Летает - не летает». Физкультминутка «Мы пилоты».

Коллективное раскрашивание «Летит воздушный шар».

8.5. Водный транспорт. Характеристика некоторых видов водного транспорта (парусники, лодки, плоты, пароходы, современные корабли). Их значение в жизни человека. Загадки. Работа с энциклопедией «Водный транспорт». Дидактическая игра «Подбери пару». Игры «Исправь ошибку» и «Один – много». Дидактическая игра «Лодка какого цвета уплыла?». Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса».

Конструирование детьми лодок из ореховой скорлупы.

8.6. Специальный транспорт. Характеристика видов специального транспорта (бульдозер, экскаватор, каток, самосвал, комбайн, трактор). Их значение в жизни человека. Сельскохозяйственные и строительные машины. Демонстрация моделей или изображений разных по форме и назначению машин. Дидактическая игра «4 лишний», Игра «Разрезные картинки».

Раскрашивание детьми трактора.

8.7. Человек и транспорт. Роль транспорта в жизни человека. Правила дорожного движения. Необходимость их соблюдения детьми и взрослыми. Демонстрация иллюстраций с изображением разных ситуаций на дороге (как переходить дорогу по «зебре» или подземному переходу, для чего нужен светофор и фликеры). Правила поведения в общественном транспорте. Дидактическая игра «4 лишний».

Изготовление детьми аппликации «Светофор».

Раздел 9.  Природа водоёмов (6 часов)

9.1. Рыбы в аквариуме. Характеристика внешнего вида рыб. Приспособление к водному образу жизни. Разнообразие аквариумных рыб. Рассматривание рыбки-игрушки. «Сравнительный анализ 2-х рыб». Физкультминутка «Рыбки». Продолжение рассказа». Игра-плакат «Аквариум». Игра с мячом «Назови ласково»

Зарисовки на тему «Рыба в аквариуме».

9.2. Черепаха. Характеристика черепахи как домашнего животного. Внешний вид и образ жизни в природе и в домашних условиях. Уход за ними. Демонстрация различных видов черепах. Невероятные истории о них.

Знакомство и наблюдение за черепахой.

9.3. Места обитания рыб. Многообразие мест обитания рыб (ручьи, реки, озёра, моря, океаны). Необходимость воды для жизни рыб. Морские и пресноводные рыбы. Способы питания рыб (растительноядные и хищные). Демонстрация картин с изображением различных водоёмов. Пальчиковая гимнастика «Рыбки». Игра «Подбери пару». Театрализованная физкультминутка «Морской берег». Игра с мячом «Назови ласково»

Изготовление аппликации «Рыбки в аквариуме».

9.4. Разнообразие рыб. Различие разных видов рыб по внешнему виду и по образу жизни. Зависимость внешнего вида рыб от места обитания и образа жизни. Рассматривание фотографий разных видов рыб. Дидактическая игра: «Большие рыбки и маленькие». Чтение стихотворения А.Фета «Рыбка». Работа с карточками «Мое настроение». Беседа «Встреча с умным крабом». Рассказ-игра «Как растет рыбка». Физкультминутка «Глубина». Подвижная игра «Рыбки».

Лепка детьми из пластилина фигурки «Разноцветные рыбки».

9.5. Разнообразие животных водоёма. Характеристики некоторых водных животных (кит, тюлень, осьминог, краб, рак, медуза). Своеобразие их внешнего вида и образа жизни. Сходство водных животных, обусловленное нахождением и одинаковой среде обитания. Работа с энциклопедией «Морские животные». Гимнастика для глаз «Рыбка уплыла…»Мини-рассказ детей об обитателях водоема». Подвижная игра «Море волнуется». Игра с мячом «Ответь на вопрос». Физкультминутка «Лягушка». Дидактическая игра: «Какой рыбки не стало?».

Рисование детьми осьминогов способом дорисовки обведённой ладони.

9.6. Человек и водный мир. Обобщение знаний детей о водных животных. Роль водных животных в жизни человека.Демонстрация иллюстраций, показывающих, как человек изучает водный мир, как ловят рыбу и добывают ламинарию (морскую капусту). Рассказ-беседа «Значение рыб». Физкультминутка «Акула».

Настольная игра «Среди акул».

Раздел 10. Весна как пора года в природе (8 часов)

10.1. Признаки весны. Основные признаки весны: яркое тёплое солнце, тает снег, капают сосульки, бегут ручьи, ледоход на реках, просыпаются звери, прилетают птицы. Рассматривание картин о весне. Весенние заклички. Дидактическое упражнение «Назови действия». Физкультминутка «Улыбнись». Дидактическая игра «Назови одним словом». Гимнастика для глаз «Лучик»

Рисование детьми по точкам «Солнечные лучики».

10.2. Птицы весной. Прилёт птиц. Характеристика некоторых перелётных птиц (ласточки, скворцы, соловьи). Дидактическое упражнение «Четвёртый – лишний. Рассказ «Птичьи гнезда». Мимическая гимнастика «Птенцы». Памятка «Как защитить птиц».

Релаксация «Чудесное пение»

10.3. Пробуждение животных. Характеристика внешнего вида и образа жизни лягушек, улиток, змей, черепах. Роль этих животных в природе. Рассказывание стихотворения А. Барто «Дождь в лесу».

Рассказывание сказки В.Г.Сутеева «Под грибом». Подвижная игра «Лягушки».Пальчиковая игра «Улитка».Рассматривание раковин морских и речных моллюсков. Демонстрация иллюстраций, изображающих разнообразных змей. Дидактическая игра «Кто как передвигается?». Рассказывание стихотворения К. И. Чуковского «Черепаха». Знакомство и наблюдение за сухопутной черепахой.

Выкладывание детьми змейки из пуговиц разного размера и расцветки.

10.4. Насекомые. Жуки. Характерные особенности представителей жуков. Их разнообразие в природе. Характеристика внешнего вида и особенностей образа жизни других насекомых (комаров, бабочек и стрекоз). Значение насекомых и природе и жизни человека. Дидактическая игра «Спроси у меня «Да или нет»».

Настольная игра «Муравьи»

10.5. Насекомые. Бабочки. Характерные особенности представителей жуков. Их разнообразие в природе.

Демонстрация открыток с изображением бабочек. Дидактическая игра «Превращение бабочки».

Рисование детьми бабочки способом симметричного отпечатывания.

10.6. Цветы. Характерные особенности дикорастущих первоцветов (одуванчика, мать-и-мачехи и перелески). Способы приспособления к переживанию весенних заморозков. Культурные первоцветы. Их разнообразие. Демонстрация соцветий одуванчика и мать-и-мачехи. Заучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик».

Изготовление детьми аппликации «Одуванчик».

10.7. Весна — пролог к лету. Подведение итогов. Периоды весны. Май — последний месяц, предлетье. Характерные особенности этого месяца. Наступающее лето как время отдыха и оздоровления. Стихотворение «Весна».

Настольная игра «Веселые горки!».

Раздел 11. Домашние питомцы (5 часов)

11.1. Мыши и Крысы. Мыши и крысы как представители грызунов. Особенности внешнего вида и образа жизни мышей и крыс. Пальчиковые игры «Мышка нашла сыр». «Часы пробили бом!». Рисование мышонка мелками на доске.

Наблюдение за декоративной крысой.

11.2. Хомяки. Характеристика хомяка как домашнего животного. Внешний вид и образ жизни в природе и в домашних условиях. Уход за хомяками. Дидактическая игра «Хома в лабиринте?».

Наблюдение за хомяками.

11.3. Монгольские песчанки. Представители грызунов. Особенности внешнего вида и образа жизни. Уход за ними. Сходство и различие с мышами и крысами. Сенсорная игра «Мышки с ведерками».

Наблюдение за монгольскими песчанками.

11.4. Морская свинка. Характеристика морской свинки как домашнего животного. Внешний вид и образ жизни в природе и в домашних условиях. Уход за свинками. Чтение рассказа «Морская свинка». Просмотр фотографий с морскими свинками.

Наблюдение за морской свинкой и детенышами.

11.5. Кролик. Характеристика кролика как домашнего животного. Внешний вид и образ жизни в природе и в домашних условиях. Уход за кроликами. Пальчиковая игра «Кролик Банни».

Наблюдение за крольчихой и крольчатами.

Раздел 12. Скоро лето (4 часа)

12.1. Лето как пора года. Лето как пора года, следующая за весной. Признаки осени. Цветы летом. Морфологическое и колористическое разнообразие цветов. Дидактическая игра «Красный (жёлтый, зелёный) цветик, лети ко мне!». Игра «Солнечный зайчик».

Изготовление детьми аппликации «Летний день».

12.2. Летние игры. Лето, как пора для отдыха и игр. Беседы на тему правильного и осторожного поведения в летнее время. Знакомство с летними играми на пляже.

Настольная игра «Аквапарк»

12.3. Река и озеро. Река и озеро, как место отдыха. Беседы на тему безопасного поведения и водоема. Реки и озера нашего района. Заочная экскурсия по рекам и озерам. Дидактическая игра «Какой, какая, какое?».

Зарисовка акварелью «Голубой ручеёк».

Ожидаемые результаты

К концу учебного года дети должны знать:

  • главные части растений (стебель, лист, корень, цветок);
  • наиболее распространённые растения Беларуси;
  • самых распространённых животных Беларуси;
  • признаки времён года и суток (день – ночь);
  • некоторые свойства неживой природы.

Кроме того, дети научатся:

  • отличать дерево от кустарника;
  • различать диких и домашних животных,
  • определять основные состояния погоды и называть их;
  • различать основные цвета радуги;
  • делать простейшие поделки из природного материала;
  • работать аккуратно, самостоятельно убирать свое рабочее место.

Формы подведения итогов реализации программы

Для  подведения  итогов  реализации программы  эколого-биологического  профиля «Растишки» проводятся самостоятельные и творческие работы, собеседования, оценка результативности выполнения заданий и упражнений, контрольный опрос, экологический праздник.

По  основным  изученным  разделам проводятся конкурсные выставки,  дидактические игры; публикация материалов на сайте учреждения.

Формы и методы реализации программы

Используемые формы педагогического взаимодействия:

Основные: рассказ, практическая работа, экскурсия.

Дополнительные: праздник, коллективное творческое дело, устный журнал, игра, экологический десант.

Используемые педагогические технологии:

Технология коллективной творческой деятельности, технология проектной деятельности, интерактивные технологии.

Используемые методы:

Методы формирования экологического сознания: рассказ, беседа,   пример, пояснение, демонстрация и др.;

Методы организации эколого-биологической деятельности, поведения учащихся: педагогическое требование, пример, упражнение, игра, просмотр мультемедийных информационных ресурсов, решение проблемных ситуаций, творческие задания, проектирование, конструирование, презентация, трудовые операции, творческие дела, встречи с интересными людьми.

Методы стимулирования эколого-биологической деятельности, поведения учащихся (поощрение, перспектива, ситуация успеха, ситуация психологического комфорта, туристский вечер, туристский праздник, гостиная, презентация, конференция юных экологов-краеведов и др.).

Методы контроля и оценки эколого-биологической деятельности, поведения учащихся (творческий отчет, выставка).

Литература и информационные ресурсы

1. Бяспалы,  Д.А.  Лясныя хітруны/ Д.А. Бяспалы – Мн.: Маст. л-ра, 1986.

2. Вдовиченко, В.М.  Экологическое краеведение (программа занятий по интересам для 2-4 классов общеобразовательных учреждений с русским и белорусским  языками обучения)/ В.М. Вдовиченко. 

3. Валова, З.Г.  Моисеенко, Ю.Е. Ребенок среди природы/ З.Г. Валова, Ю.Е.Моисеенко. – Мн, Полымя, 1985.

4. Верзилин,  Н.М. По следам Робизона/ Н.М. Верзилин – Мн, Народная асвета, 1982 г. – 239 с.

5. Герасимов, В.П.  Животный мир нашей Родины/  В.П. Герасимов. – М.: Просвещение, 1985.

6. Грычык, В.В. Дзікая прырода Беларусі: дапаможнік да факультатыўных заняткаў для вучняў 7-8 класаў/ пад агул. рэд. В.В. Грычыка. – Мн., Адукацыя і выхаванне , 2009. -272 с.

7. Даты международного экологического календаря: метод. Разраб. Орг.форм экологического образования учащихся/ Г.Е. Савельева и др.. – Мн: Адукацыя і выхаванне, 2009. -164с.

8. Дмитриев, Ю. Кто в лесу живет, что в лесу растет/ Ю. Дмитриев - Новосибирск, 1986.

9. Дмитриев,  Ю. Хитрецы и невидимки: Рассказы о том, кто как защищается/  Ю. Дмитриев – М.: Детская л-ра, 1967.

10. Запартович, Б.Б., Криворучко, Э.Н., Соловьева, Л.И. С любовью к природе: Дидактический материал по природоведению для начальной школы/ Под ред. И.Д.Зверева. – М.: Педагогика, 1983.

11. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 // [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo..

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела образования,

спорта и туризма Жлобинского

райисполкома

______________А.Н.Соловьёв

          .                .2019

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.