Программы объединений по интересам страница 4

Дата: 16 сентября 2019 в 17:18
Автор: Кучук Ю. В.

«Опытническое растениеводство»

Пояснительная записка

Воспитание активной, всесторонне развитой личности – процесс сложный, многогранный. Система дополнительного образования детей играет в этом воспитании серьезную роль, готовя молодых людей к труду и помогая им в выборе профессии. Широкие возможности дополнительного образования позволяют молодежи заниматься самыми разными направлениями деятельности человека.

Программа создана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи эколого-биологического профиля.

Цель реализации программы – привить учащимся интерес и любовь к природе и сельскому хозяйству

Задачи:

  • формирование эколого-биологической культуры;
  • формирование экологического сознания личности;
  • формирование ценностных экологических ориентации детей и молодежи;
  • формирование мотивов конструктивной эколого-биологической деятельности, поведения человека в природе;
  • осознание человеком самоценности природы;
  • освоение норм и правил поведения и деятельности в природе, взаимодействия с природой;
  • формирование у учащихся системы практических экологических научно-исследовательских умений и навыков;
  • развитие эмоциональной отзывчивости учащихся к природе, формирование опыта эмоционально-волевого отношения к решению
    эколого-биологических проблем на личностном уровне;
  • формирование понятий: растениеводство, сорт, отрасль.

Актуальность программы «Опытническое растениеводство» заключается в том, что в настоящее время биология является одной из перспективных областей развития науки. Глубокое значение закономерностей возникновения и развития живой природы необходимо для формирования научного материалистического мировоззрения, понимания места человека в системе природы, взаимосвязей, между живыми организмами, между живой и неживой природой. Успехи биологии определяют прогресс в такой традиционной области, как сельскохозяйственное производство. Без учета связей между биологическими системами, прогнозирования последствий нарушения этих связей не может быть разработано рациональное обоснование вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, планирование крупномасштабных проектов.

В связи с этим стоит задача подготовки высококвалифицированных кадров в таких сферах общественного производства, где биология служит теоретической основой практической деятельности.

 На сегодняшний день очень актуален вопрос воспитания школьника, не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, преобразовывающего окружающий мир. В современной школе не в полной мере возможно ученик реализует себя в качестве исследователя, поэтому весьма актуальны занятия детей и подростков в учреждениях дополнительного образования эколого-биологического профиля.    

В творческом объединении «Опытническое растениеводство» реализуется воспитание эколога-исследователя.  

 Кроме того, программа предусматривает осознанное участие детей в практических природоохранных акциях. Также программой предусмотрены индивидуальные занятия с воспитанниками.

Образовательная область «Экология». Экология – это наука о взаимоотношениях между живыми организмами (растений, животных, человека) и их абиотической и биотической окружающей средой.  Будучи сложной наукой, экология охватывает разнообразные знания и включает аспекты взаимодействия природы и человека.

Экология объединяет ряд учебных дисциплин, предметов и направлений, которые реализуются в дополнительном образовании детей и молодежи. Программа «Опытническое растениеводство» относится к учебной дисциплине сельскохозяйственная экология.

Сроки получения дополнительного образования 1 год, количество занятий в неделю 2, продолжительностью по 2  часа (4 часа в неделю).  Возраст учащихся 9 – 12 лет. Основной формой организации образовательного процесса при реализации программы объединения по интересам «Опытническое растениеводство» является занятие.

Организационной формой педагогического взаимодействия, посредством которой реализуется программа, является объединение по интересам.

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Всего

часов

В том числе

теоретических

практических

Организационное занятие

2

2

1

Осенние работы на учебно-опытном участке (УОУ)

10

2

8

1.1

Знакомство с УОУ

2

1.2

Сад. Огород. Цветник

2

1.3

Сроки и техника уборки урожая овощных культур. Учет урожая

2

1.4

Практические работы: уборка урожая овощных культур, послеуборочных остатков. Перекопка почвы. Сбор семян и листьев. Заготовка земли

4

2

Важнейшие овощные сельскохозяйственные культуры

24

8

16

2.1

Капуста и ее родственники. Из прошлого рода капусты. Родственники капусты, игра «Капустник»

2

2.2

Практические работы:работа с литературой, приготовление салата из капусты. Лук и чеснок. Луковое разнообразие. Чеснок «Змеиная трава» Итоговое занятие: Игра «Овощные луки»

2

2.3

Практические работы: работа с литературой, подготовка сообщений лечебные свойства лука и чеснока.

2

2.4

Томат, перец, баклажан. Томат - необыкновенная ягода. Перец и сладкий, и горький. Баклажан; Итоговое занятие: Конкурс «Сеньор помидор».

2

2.5

Практические работы: монтирование гербария овощных культур, приготовление блюд из овощей.

2

2.6

Тыква, ее родственники и бахчевые культуры. Огурец. Двухпудовая тыквина. Маленькие родственники - кабачок и патиссон. Сахарный арбуз и ароматная дыня; Итоговое занятие: Тыква и ее родня

2

2.7

Практические работы: работа с литературой, приготовление каши из тыквы.

2

2.8

Чудо-зелень. Шкатулка пряностей и малораспространенные овощи. Чудо зелень - салат, шпинат. Шкатулка пряностей - укроп, сельдерей, петрушка. Малораспространенные овощи - спаржа, артишок, огуречная трава, ревень; Итоговое занятие: Составление ребусов

2

2.9

Практические работы: работа с тетрадью, составление справочника «Малораспространенные и пряные овощи».

Корнеплоды. Обо всем известной свекле. Лакомство на грядке – морковь. Репа, брюква, редька; Итоговое занятие: «Запасливые корни».

2

2.10

Практические работы: работа с тетрадью, приготовление винегрета, работа над составлением каталога овощных культур.

Бобовые культуры. Горох, фасоль, бобы. Чина, вика, соя.

2

2.11

Практические работы: работа с тетрадью, приготовление салата из фасоли. Картофель. Тартуфоль - из истории рода картофеля. Батат, топинамбур, арахис. Наш современный картофель; Итоговое занятие: «Картофельный банкет»

2

2.12

Практические работы: работа с литературой, изготовление наглядных пособий «Наши овощные культуры».

2

3

Понятие о почве и ее плодородии

16

4

12

3.1

Понятие о почве

2

3.2

Почва источник минеральной пищи для растений.

2

3.3

Практические работы: работа с тетрадью, определение состава почв

12

4

Полезные и вредные жители огорода

10

8

2

4.1

Наиболее распространённые вредители огорода.

4

4.2

Наиболее распространённые полезные жители огорода

4

4.3

Практические работы: ознакомление с основными жителями огорода. Работа со справочной литературой, альбомами, наглядным материалом.

2

5

Болезни овощных культур

10

6

4

5.1

Наиболее распространённые болезни овощных культур

4

5.2

Практические работы: ознакомление с основными болезнями овощей. Работа с тетрадью.

4

5.3

Итоговое занятие: Кроссворд: «Животные - обитатели огорода».

2

6

Красная книга Республики Беларусь

4

2

2

6.1

Красная книга Республики Беларусь. Охраняемые территории и растения.

2

6.2

Практические работы: составление докладов.

2

7

Кладовая здоровья

6

4

2

7.1

Что такое лекарственные растения?

2

7.2

Лечебные свойства овощных и их использование

2

7.3

Практические работы: Составление сборника «Лечебные свойства овощных».

2

8

Сорные растения

6

4

2

8.1

Наиболее распространённые сорные растения

2

8.2

Практические работы: ознакомление с сорными растениями по гербарным образцам.

Сравнительные характеристики сорных растений на учебно-опытном участке.

2

8.3

Итоговое занятие: Составление ребусов.

2

9

Семена

6

2

4

9.1

Знакомство с семенами овощей. Значение подготовки семян к посеву, условия хранения семян.

2

9.2

Изготовление панно из семян овощных и полевых культур

2

9.3

Практические работы: распознавание семян. Проращивание семян, определение всхожести семян.

2

10

Защищенный грунт и комнатное овощеводство

10

2

6

10.1

Понятие о закрытом и защищенном грунте.

1

10.2

Знакомство с комнатным овощеводством;

1

10.3

Практические работы: подготовка ящиков и горшков, посев семян овощных культур, уход.

6

11

Подготовка к опытнической работе

10

4

6

11.1

Значение науки в развитии овощеводства. Значение опытнической работы школьников.

2

11.2

Основные требования к опыту. Закладка опытов, проводимых в зимних условиях в помещении.

2

11.3

Практические работы: разработка планов проведения опытов. Проведение опытов, экспериментов с овощными культурами. (индивидуальная работа.)

6

12

Выращивание рассады овощей

16

6

10

12.1

Характеристика рассадного метода выращивания овощей. Условия, необходимые для прорастания семян.

2

12.2

Биологические обоснования сроков посева и посадки овощных культур. Сроки, способы, глубина посева и посадки овощных культур. Правила подготовки рассадных контейнеров.

2

12.3

Основы агротехники овощных культур рассадным способом. Способы, сроки, дозы полива. Способы определения необходимости подкормки растений;

Знакомство с техникой пикировки.

2

12.4

Практические работы: определение чистоты, всхожести семян, наблюдения за прорастанием семян при определении всхожести. Подготовка рассадных контейнеров, посев семян овощей. Уход за рассадой. Пикировка сеянцев.

10

13

Охрана и привлечение птиц

6

2

4

13.1

Первые прилётные птицы, виды гнездовий.

1

13.2

Значение птиц в сельском хозяйстве. Праздник « День птиц».

1

13.3

Практические работы: наблюдение за птицами, изготовление и развешивание искусственных гнездовий.

4

14

Весенние работы на УОУ

8

2

6

14.1

Основы агротехники овощных культур в открытом грунте. Техника разбивки делянок; расстояние в рядках и между рядками. Обработка почвы. Сроки и способы обработки почвы. Знакомство с

опытнической работой;

2

14.2

Практические работы: перекопка почвы на УОУ, разметка делянок, посев семян в грунт, наблюдение, уход за всходами и посевами. Закладка опытов.

4

14.3

Итоговое занятие - выставка по итогам работы объединения за год. Подведение итогов работы год тест-опрос.

2

Итого часов

144

68

76

Содержание образовательных областей программы

Организационное занятие (2 часа)

Ознакомление учащихся с планом работы. Экскурсия по учебно-опытному участку (УОУ).

Инструктаж по технике безопасности при работе на УОУ и на занятиях объединения по интересам.

         Раздел 1. Осенние работы на учебно-опытном участке (10 часов)

  1. Знакомство с УОУ.
  2.  Сад. Огород. Цветник.
  3. Сроки и техника уборки урожая овощных культур. Учет урожая.

Значение осенней обработки почвы.

  1. Практические работы: уборка урожая овощных культур,

послеуборочных остатков. Перекопка почвы. Сбор семян и листьев. Заготовка земли.

 Раздел 2. Важнейшие сельскохозяйственные культуры (24 часа)

2.1. Капуста и ее родственники. Из прошлого рода капустных. Родственники капусты;

Итоговое занятие: Игра «Капустник».

2.2. Практические работы: работа с литературой, приготовление салата из капусты. Лук и чеснок. Луковое разнообразие. Чеснок «Змеиная трава» Итоговое занятие: Игра «Овощные луки».

2.3. Практические работы: работа с литературой, подготовка сообщений лечебные свойства лука и чеснока.

2.4. Томат, перец, баклажан. Томат - необыкновенная ягода. Перец и сладкий, и горький. Баклажан; Итоговое занятие: Конкурс «Сеньор помидор».

2.5. Практические работы: монтирование гербария овощных культур, приготовление блюд из овощей.

          2.6. Тыква, ее родственники и бахчевые культуры. Огурец. Двухпудовая тыквина. Маленькие родственники - кабачок и патиссон. Сахарный арбуз и ароматная дыня; Итоговое занятие: Тыква и ее родня.

2.7.  Практические работы: работа с литературой, приготовление каши из тыквы.

2.8. Чудо-зелень. Шкатулка пряностей и малораспространенные овощи. Чудо зелень - салат, шпинат. Шкатулка пряностей - укроп, сельдерей, петрушка. Малораспространенные овощи - спаржа, артишок, огуречная трава, ревень; Итоговое занятие: Составление ребусов.

2.9. Практические работы: работа с тетрадью, составление справочника «Малораспространенные и пряные овощи».

Корнеплоды. Обо всем известной свекле. Лакомство на грядке – морковь. Репа, брюква, редька; Итоговое занятие: «Запасливые корни».

2.10. Практические работы: работа с тетрадью, приготовление винегрета, работа над составлением каталога овощных культур. Бобовые культуры. Горох, фасоль, бобы. Чина, вика, соя.

2.11. Практические работы: работа с тетрадью, приготовление салата из фасоли. Картофель. Тартуфоль - из истории рода картофеля. Батат, топинамбур, арахис. Наш современный картофель; Итоговое занятие: «Картофельный банкет»

2.12. Практические работы: работа с литературой, изготовление наглядных пособий «Наши овощные культуры».

Раздел 3. Понятие о почве и ее плодородии (16 часов)

3.1. Понятие о почве.

3.2. Почва источник минеральной пищи для растений.

3.3. Практические работы: работа с тетрадью, определение состава почв.

Раздел 4. Полезные и вредные жители огорода (10 часов)

4.1. Наиболее распространённые вредители огорода.

4.2. Наиболее распространённые полезные жители огорода;

4.3. Практические работы: ознакомление с основными жителями огорода. Работа со справочной литературой, альбомами, наглядным материалом.

Раздел 5. Болезни овощных культур (10 часов)

5.1. Наиболее распространённые болезни овощных культур;

5.2. Практические работы: ознакомление с основными болезнями овощей. Работа с тетрадью.

5.3. Итоговое занятие: Кроссворд: «Животные - обитатели огорода».

Раздел 6. Красная книга Республики Беларусь (4 часа)

6.1. Красная книга Республики Беларусь. Охраняемые территории и растения.

6.2. Практические работы: составление докладов.

Раздел 7. Кладовая здоровья (6 часов)

7.1. Что такое лекарственные растения?

7.2. Лечебные свойства овощных и их использование.

7.3. Практические работы: Составление сборника «Лечебные свойства овощных».

Раздел 8. Сорные растения (6 часов)

8.1.  Наиболее распространённые сорные растения;

8.2. Практические работы: ознакомление с сорными растениями по гербарным образцам.

Сравнительные характеристики сорных растений на учебно-опытном участке.

8.3. Итоговое занятие: Составление ребусов.

Раздел 9. Семена (6 часов)

9.1. Знакомство с семенами овощей. Значение подготовки семян к посеву, условия хранения семян.

9.2. Изготовление панно из семян овощных и полевых культур.

9.3. Практические работы: распознавание семян. Проращивание семян, определение всхожести семян.

Раздел 10. Защищенный грунт и комнатное овощеводство (10 часов)

10.1. Понятие о закрытом и защищенном грунте.

10.2. Знакомство с комнатным овощеводством;

10.3. Практические работы: подготовка ящиков и горшков, посев семян овощных культур, уход.

Раздел 11. Подготовка к опытнической работе (10 часов)

11.1. Значение науки в развитии овощеводства. Значение опытнической работы школьников.

11.2. Основные требования к опыту. Закладка опытов, проводимых в зимних условиях в помещении.

11.3. Практические работы: разработка планов проведения опытов. Проведение опытов, экспериментов с овощными культурами. (индивидуальная работа.)

Раздел 12. Выращивание рассады овощей (16 часов)

12.1. Характеристика рассадного метода выращивания овощей. Условия, необходимые для прорастания семян.

12.2. Биологические обоснования сроков посева и посадки овощных культур. Сроки, способы, глубина посева и посадки овощных культур. Правила подготовки рассадных контейнеров.

12.3. Основы агротехники овощных культур рассадным способом. Способы, сроки, дозы полива. Способы определения необходимости подкормки растений. Знакомство с техникой пикировки.

12.4. Практические работы: определение чистоты, всхожести семян, наблюдения за прорастанием семян при определении всхожести. Подготовка рассадных контейнеров, посев семян овощей. Уход за рассадой. Пикировка сеянцев.

Раздел 13. Охрана и привлечение птиц (6 часов)

13.1. Первые прилётные птицы, виды гнездовий.

13.2. Значение птиц в сельском хозяйстве. Праздник « День птиц».

13.3. Практические работы: наблюдение за птицами, изготовление и развешивание искусственных гнездовий.

Раздел 14. Весенние работы на УОУ (8 часов)

14.1. Основы агротехники овощных культур в открытом грунте. Техника разбивки делянок; расстояние в рядках и между рядками. Обработка почвы. Сроки и способы обработки почвы. Знакомство с опытнической работой.

14.2. Практические работы: перекопка почвы на УОУ, разметка делянок, посев семян в грунт, наблюдение, уход за всходами и посевами. Закладка опытов.

14.3. Итоговое занятие - выставка по итогам работы объединения за год. Подведение итогов работы за год тест-опрос. Рефлексия состоявшегося взаимодействия. Систематизация ведущих идей содержания проведенных занятий.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • основные сельскохозяйственные культуры;
  • агротехнику овощных культур;
  • что такое почва;
  • полезных и вредных жителей огорода;
  • основные болезни овощных культур;
  • представителей живой природы, занесённых в Красную книгу;
  • сорные растения;
  • правила поведения в природе;
  • правила техники безопасности при работе с инвентарём.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать семена овощных культур;
  • правильно посадить рассаду и ухаживать за ней в течение всего вегетационного периода;
  • проводить наблюдения за овощными растениями;
  • проводить наблюдения за природными явлениями;
  • работать со справочной литературой;
  • собирать и сушить растения, работать с гербарным материалом.

Формы подведения итогов реализации программы

Для  подведения  итогов  реализации программы  эколого-биологического  профиля проводятся  контрольные,  самостоятельные  и  творческие  работы,  собеседования,  оценка результативности  выполнения  заданий  и  упражнений,  контрольный  опрос,  защита проектов,  итоговая  экологическая  экспедиция,  экологический  праздник,  чемпионат  по флористике, слет юных экологов и др.

Может использоваться анкетирование обучающихся, тестирование и собеседование по  основным  изученным  разделам,  создание  фотолетописи,  оценка  результатов, полученных  во  время  участия  в  профильных  состязаниях,  конкурсах,  выставках, фестивалях,  учебно-исследовательских  конференциях  и  олимпиадах  по  экологии, биологии  различного  уровня  (городской,  районный,  областной,  республиканский, международный), публикация тезисов, материалов проектов в журналах, газетах, на сайте учреждения.

Формы и методы реализации программы

Для организации учебного процесса на занятиях объединения по интересам можно использовать следующие формы и методы:

наглядные: наблюдение (кратковременное и длительное), показ, демонстрация (опытов, диафильмов, слайдов, видеофильмов); игровые (дидактические игры с предметами, настольно – печатные и словесные, игровые упражнения, игры – занятия, подвижные игры, творческие игры, ролевые игры), труд (индивидуальные поручения, коллективный труд), метод поисково–исследовательской работы (самостоятельная работа обучающихся с выполнением различных заданий на экскурсиях, занятиях, в ходе проведения простых опытов), метод самостоятельной деятельности (самоуправление в организации и проведении различных творческих дел, подготовка рефератов и устных сообщений и т.д.), практическая природоохранная работа (изготовление кормушек, подкормка птиц, оформление клумб и цветников, уборка территории); словесные: объяснение, рассказ, беседа с привлечением имеющихся у обучающихся знаний, чтение художественного произведения; контрольно–диагностические методы (самоконтроль, контроль качества усвоения программы) через тестирование динамики роста знаний, умений, навыков коммуникативно–развивающие методы: выполнение творческих коллективных работ, участие в театральных постановках; интерактивные методы, т.е обучение во взаимодействии (тренинги, ролевые игры). Индивидуальные (практические и творческие задания, беседы, консультации); групповые (занятие, беседа, коллективная трудовая деятельность, экскурсия, тренинг, практическая природоохранная деятельность, выставки, экологические праздники и акции, конкурсы, театральные постановки, ролевые игры).

В программе предусмотрены следующие виды занятий:

1. Комплексные занятия обобщающего и углубляющее–познавательного типа, на которых у детей формируются и воспитываются обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей, закономерных процессов в природе, восприятие произведений искусств. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения занятий с детьми – чёткая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно – следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. В условиях клубной работы обучение строится по комплексному принципу, сочетая следующие виды деятельности:

Наблюдение. (Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях живой и неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой.)

Исследования.

Проведение опытов.

Конференции.

Индивидуальные практические занятия.

Просмотр фильмов.

Изучение исследовательских работ на сайтах Интернета

2. Экскурсии в природу.

3. Акции. Важное значение имеет участие детей в природоохранной деятельности, например, такой, как подкормка птиц зимой. Индивидуальные проявления детей в практической природоохранной деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.

4. Коллективные творческие работы. Усиливают психологические связи между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. Создают условия для воспитания у детей терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей.

5. Обобщающие занятия, контрольные, тестирование позволяющие проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса. Эти занятия представляют собой комплекс контрольных заданий, таких как викторины, тесты, дидактические игры, конференции и др.

Литература и информационные ресурсы

  1. Авдеев Ю.И. Селекция томатов. Кишинев: Штиинца, 1982. 282с.
  2. Агроклиматические ресурсы Алтайского края (без Горно-Алтайского Ао). Л.: гидрометеоиздат. 1971. 155с.
  3. Алпатьев А.В. Помидоры   М: Московский рабочий, 1976. 240с.
  4. Бактериальные болезни растений / Под ред. В.П. Израильского. Изд.З-е, перераб.и доп.  М.: Колос, 1979. 288с.
  5. Бексеев III.Г. Выращивание ранних томатов - Л.: ВО Агропромиздат. 1989. 305с.
  6. Бирюков Д.П. Витамин С в томатах и перце / консервная и плодоовощная промышленность, ч.4 1938.
  7. Болотских А.С. Технология возделывания капусты и томата - Харьков; 1992.
  8. Брежнев Д.Д. Томаты - М -Л: Сельхозгиз, 1955.  351с.
  9. Бурлакова Л.М., Татаринцев Л.М., Рассыпнов В.А. Почвы Алтайского края: Учеб. пособие/Алт. СХИ.- Барнаул, 1988. 72с.
  10. Гавриш С.Ф. Томаты. - М.: Россельхозиздат, 1987. 71с.
  11. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта - М.: Агроиромиздат, 1985. 351с.
  12. Колпаков Н.А. Биолого-хозяйственная характеристика и сорта овощных культур - Барнаул.: Изд-во АГАУ, 1998. 126с.
  13. Литвинов С.С. Проблемы экологизации овощеводства России - М.: Россельхозакадемии, 1998. 363с.
  14. Методика государственного сортоиспытания сельскохозяйственных культур  М.: Колос, 1975.
  15. Овощеводство / Под ред. Тараканова Г.И. - М.: Колос, 1993. 511с.
  16. 16.Прохоров И.А., Потапов С.П. Практикум по селекции и семеноводству овощных и плодовых культур. М ., «Колос»,1975. 304 с. с ил. (Учебник и учеб. пособие для высш. С. – х. учеб. заведений).
  17. Советы овощеводам. Изд. 2-е, доп. Барнаул, Алт. кн. изд. 1976. 240с
  18. Пантиелев Я.Х. Овощи на приусадебном участке, Москва 2005, 205с.

19.Тулупова А.А. Тулупов Ю.К. Овощи Западной Сибири - Барнаул, Алт. кн. изд. 1986. 96с.

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела образования,

спорта и туризма Жлобинского

райисполкома

______________А.Н.Соловьёв

________.______.2019

 

«Комнатное цветоводство»

Пояснительная записка

Комнатное цветоводство — практические действия по озеленению интерьеров внутренних помещений. Умения и навыки человека по комнатному цветоводству способствуют совершенствованию его экологической и общей культуры.

Цель реализации программы объединения: формирование
системы знаний и практических умений по комнатному цветоводству как компонента экологической культуры.

  Задачи:

  •  расширение и углубление знаний о видовом разнообразии и эколого-биологических особенностях комнатных растений;
  •  изучение роли комнатных растений в создании благоприятной жизненной среды для человека;
  •  формирование практических умений и навыков, учащихся по уходу, содержанию, размножению, защите от болезней и вредителей комнатных растений;
  •  развитие познавательного интереса в сфере комнатного
    цветоводства;
  •  развитие исследовательских и творческих способностей в деятельности по комнатному цветоводству.

Содержание деятельности кружка осуществляется на принципах интеграции основ естественных наук: биологии, экологии, географии, а также истории и литературы в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Изучаемый материал включает достижения мировой и национальной культуры, белорусские народные традиции и обычаи.
Здоровье сберегающие и здоровье формирующие компоненты программы направлены на поддержание эмоционально-эстетической обстановки в кружке, благоприятного психологического климата, сменяемости видов деятельности на занятиях.

Актуальность - комнатные растения стали неотъемлемым элементом среды обитания человека. Они играют большую роль в создании эстетически совершенных интерьеров, сохранении и улучшении благоприятной для человека жизненной среды.

Комнатные растения — великолепные природные объекты
для организации разнообразной экологической деятельности и развития экологической культуры учащихся. Воспитанная с детских лет любовь к комнатным растениям остаётся у человека на всю жизнь.

Программа рассчитана на 1 год обучения 216 часов (6 часов в неделю). Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность учебного часа – 45 минут. Программа ориентирована на учащихся среднего школьно го возраста.

Программа создана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи эколого-биологического профиля кружка комнатное цветоводство «Человек и цветы», опубликованной в сборнике «Программы объединений по интересам эколого-биологического профиля», Минск 2009.

Предусмотрены следующие организационные формы проведения занятий кружка: беседа, лекция, семинар, устный журнал, конкурс, презентация, путешествие, соревнование, самостоятельная работа, лабораторная работа, практическая работа, экскурсия, тренинг.

Ежемесячно проводится инструктаж по технике безопасности.

Еженедельно проводится информационный час.

Программа разработана на основе типовой программы «Человек и цветы».

Учебно-тематический план


п/п

Разделы, темы

Количество часов

Всего
часов

В том числе

Теоретических

Практических

1

2

3

4

5

Вводное занятие

Программа работы кружка. Знакомство участников  кружка

2

2

-

1

Предмет деятельности кружка комнатного цветоводства

4

2

2

1.1

Комнатные растения в жизни и

деятельности человека

2

1

1

1.2

Цели, задачи и объекты комнатного
цветоводства

2

1

1

2

История комнатного цветоводства

32

12

20

2.1

Возникновение комнатного цветоводства. Происхождение названий комнатных растений

8

2

6

2.2

История комнатного цветоводства
в Беларуси

4

2

2

2.3

Комнатные растения, их роль в
жизни человека

6

2

4

2.4

Растения в государственной символике

4

2

2

2.5

Легенды и предания о комнатных
растениях

4

    2

2

2.6

Содержание и перспективы развития современного комнатного цветоводства

6

   2

4

3

География комнатных растений

20

10

10

3.1

Комнатные растения различных
континентов

6

  2

4

3.2

Комнатные растения влажных тропических лесов

6

4

2

3.3

Комнатные растения сухих и влажных субтропиков

4

2

2

3.4

Комнатные растения зоны пустынь
и полупустынь

4

2

2

4

Основы биологии и экологии комнатных растений

42

16

26

4.1

Морфология растений

6

4

2

4.2

Систематика комнатных растений

10

4

6

4.3

Эколого-биологические особенности
растений влажных тропических лесов

8

2

6

4.4

Эколого-биологические особенности растений субтропиков

10

4

6

4.5

Эколого-биологические особенности растений пустынь и полупустынь

6

2

4

4.6

Итоговое занятие раздела

2

-

2

5

Основы фитодизайна

32

12

20

5.1

Фитодизайн интерьера. Декоративные свойства растений

6

2

4

5.2

Группы растений в интерьере

6

2

4

5.3

Методика размещения растений в
интерьере

6

2

4

5.4

Виды ландшафтных композиций.
Основные правила и приёмы создания

6

2

4

5.5

Зимний сад как тип фитокомпозиций

8

4

4

6

Условия жизни комнатных растений

20

10

10

6.1

Световой и температурный режим
комнатных растений

4

2

2

6.2

Влажность воздуха. Воздушный ре-
жим растений

4

2

2

6.3

Влажность почвы. Водный режим
растений

4

2

2

6.4

Режим питания растений

4

2

2

6.5

Сезонные изменения в жизни комнатных растений

4

2

2

7

Размножение и уход за комнатными растениями

42

20

22

7.1

Семенное размножение комнатных
растений

8

4

4

7.2

Способы и приёмы вегетативного
размножения

8

4

4

7.3

Посадка, перевалка и пересадка
растений

8

4

4

7.4

Болезни комнатных растений

8

4

4

7.5

Вредители комнатных растений

6

2

4

7.6

Меры борьбы с вредителями и болезнями комнатных растений

4

2

2

8

Комнатные растения и здоровье человека

16

8

8

8.1

Лекарственные комнатные растения

4

2

2

8.2

Экология помещений. Растения фитофильтры

4

2

2

8.3

Фитонцидные комнатные растения

4

2

2

8.4

Душистые комнатные растения

4

2

2

9

Итоговые занятия

6

2

4

9.1

Интеллектуальная игра. Брейн-ринг
«Человек и цветы»

4

2

2

9.2

Творческий отчёт членов кружка

2

-

2

Итого

216

94

122

Содержание образовательных областей программы

Вводное занятие (2 часа)

Раздел  1. Предмет деятельности кружка комнатного цветоводства (4 часа)

1.1. Комнатные растения в жизни и деятельности человека. Понятие «комнатное растение». Видовое разнообразие комнатных растений, их роль и значение в жизни и деятельности человека. Распространённые и редкие цветы в наших домах.

Экскурсия по комнатному саду «Значение комнатных
растений».

1.2.        Цели, задачи и объекты комнатного цветоводства.

Комнатные растения как предмет комнатного цветоводства. Разнообразие объектов комнатного цветоводства: жилые, служебные, лечебные, производственные и другие помещения.

Практическая работа: уход за комнатными растениями.

Раздел 2. История комнатного цветоводства (32 часа)

2.1. Возникновение комнатного цветоводства. Происхождение названий комнатных растений. Комнатное цветоводство в древние века. Комнатные растения в Европе — следствие путешествий и великих географических открытий. Первые растения-переселенцы. Аптекарские огороды России.

Занимательные задания и дидактические игры с названиями растений.

Практическая работа: составление этимологического словаря и словаря народных названий комнатных растений.

2.2. История комнатного цветоводства в Беларуси. История оранжерейных и тепличных хозяйств в Беларуси, ассортимент растений. Первые комнатные растения в домах белорусов. Деятельность человека по созданию новых видов декоративных растений.

Практическая работа: составление паспортов первых
комнатных растений в культуре белорусов.

2.3.     Растения в истории развития человеческой цивилизации: алоэ настоящее, финиковая пальма, циперус папирус, инжир, кофейное дерево. Обычаи и традиции, связанные с использованием растений.

Практическая работа: подготовка сообщений по темам: «Алоэ настоящее и Александр Македонский», «Циперус папирус и развитие письменности в Древнем Египте», «Роль агавы в хозяйстве, культуре, религии ацтеков», «Финиковая пальма в жизни арабов», «Растения, почитаемые в Древней Греции и Древнем Риме», «Кактусы и их использование» и др.

2.4.     Растения в государственной символике. Растения в геральдике государств. Растения в геральдике белорусов. Современный герб Республики Беларусь.

Игра-викторина «Растения на гербах стран».
Практическая работа: составление паспортов комнатных растений, используемых в государственной символике.

2.5.     Легенды о происхождении растений, их необычных и целебных свойствах: монстера, бальзамин, пеларгония, фиалка, кофейное дерево.

Творческий конкурс «Продолжи сказку о цветке».

Содержание и перспективы развития современного комнатного цветоводства.

Научная деятельность биологических учреждений. Роль ботанических садов в создании и сохранении коллекций растений. Основные направления деятельности: селекция новых сортов и видов, поиск эффективных приёмов ухода, повышение скорости размножения растений. Современный цветочный рынок. Профессия: цветовод-озеленитель, фитодизайнер. Учреждения образования страны по подготовке специалистов.

Встреча с цветоводами-любителями.

Раздел 3. География комнатных растений (20 часов)

3.1.     Комнатные растения различных континентов. Растения Африки, Америки, Австралии, Азии, Южной Европы в книге Н. М. Верзилина «Путешествие с домашними растениями».

Практическая работа: составление каталогов растений различных континентов.

3.2.     Комнатные растения влажных тропических лесов. Влажные тропические леса Юго-Восточной Азии, экваториальной Африки, Центральной и Южной Америки на карте природных зон, их климатические условия. Актуальность сохранения тропических лесов. Конвенция ООН о международной торговле видами дикой флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Представители растений тропических лесов в комнатном цветоводстве.

3.3.     Комнатные растения сухих и влажных субтропиков.

Понятие «субтропики». Субтропики на карте природных зон. Видовое разнообразие растений субтропиков в комнатном цветоводстве.

Интерактивная игра «Раздели на группы».

3.4.  Комнатные растения зоны пустынь и полупустынь. Суккуленты как растения пустынь и полупустынь. Суккуленты в комнатном цветоводстве. Видовое разнообразие кактусов и других суккулентов Америки.

Интерактивная игра «Чьё это?».

       Раздел 4. Основы биологии и экологии комнатных растений (42 часа)

4.1. Морфология растений. Зависимость строения растений от экологических условий обитания.

Практическая работа: определение жизненной формы,
особенностей внешнего строения растений. Зарисовка внешнего вида.

4.2.     Систематика комнатных растений. К. Линней — создатель современной системы классификации растений. Вид, род, семейства комнатных растений. Разнообразие видов и сортов.

Экскурсия на предприятие по озеленению, знакомство с видами и семействами комнатных растений. Специфика работы специалиста по озеленению.

Практические работы: изучение видового состава основных семейств растений комнатного сада; этикетаж комнатных растений.

4.3.     Группы тропических растений по требованиям к условиям освещённости: светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые растения; к температуре: теплолюбивые и умеренно теплолюбивые растения; к воде: мезофиты, гидрофиты, гигрофиты.

Внутреннее строение листа. Мезофилл. Устьица, их строение и значение. Выделение воды растением. Приспособленность растений к испарению воды, перенесению жары и холода.

Лабораторная работа «Приспособленность внутреннего
строения листа растений к среде обитания».

4.4.     Эколого-биологические особенности растений субтропиков. Растения-мезофиты, гигрофиты, склерофиты. Теплолюбивые, умеренно теплолюбивые, холодостойкие растения. Ритм роста и покоя растений субтропиков. Светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые растения, их приспособленность к световым условиям.

Конкурс творческих работ учащихся «Цветок, который меня удивил».

4.5.     Эколого-биологические особенности растений пустынь и полупустынь. Суккуленты, ксерофиты, склерофиты. Светолюбивые, теневыносливые растения.

4.6. Итоговое занятие раздела.

Интерактивная игра «Биоценоз». Определение игровых
ролей (названий растений), объединение растений в биоценозы, объяснение. Растения в условиях помещений, особенности
их содержания.

Раздел 5 . Основы фитодизайна (32 часа)

5.1.     Фитодизайн интерьера. Профессия «Фитодизайнер». Классификация комнатных растений по особенностям: декоративно-лиственные и красивоцветущие растения; комнатные растения с декоративными плодами, а также по разным срокам цветения: летнее, зимнее, весеннее, осеннее.

Ёмкости для растений: горшки, контейнеры, кашпо. Декорирование ёмкостей. Декоративные элементы для комнатных растений.

Практическая работа: варианты декорирования горшков.

5.2.     Группы растений в интерьере. Группы растений, используемые в интерьере: лианы, ампельные растения, суккуленты, эпифиты, луковичные, травянистые и древесные растения.

Интерактивные методы «Выбор», «Раздели на группы».

Практическая работа: зарисовка различных приспособлений для лиан и ампельных растений, подбор ассортимента.

5.3.     Методика размещения растений в интерьере. Оформление комнатными растениями различных интерьеров: служебных, производственных, детских, учебных заведений, интерьеров парадного типа.

Группировка растений: солитер, горшечная группа, комнатные садики, фитотеррариумы. Приёмы создания фитокомпозиций.

Практическая работа: подбор ассортимента растений для  солитеров и групповых композиций.

5.4.     Виды ландшафтных композиций. Основные правила и приёмы создания. Технология подбора комнатных  растений. Примеры планировочных решений.

Практическая работа: составление эскизного плана ландшафтной композиции на бумаге.

5.5.     Зимний сад как тип фитокомпозиций. Выбор растений для зимнего сада. Варианты оформления интерьера. Материалы и оборудование. Зимний сад — уголок отдыха и хорошего настроения.

Экскурсия в зимний сад учреждения образования.

Раздел 6 . Условия жизни комнатных растений (20 часов)

6.1. Световой и температурный режим комнатных растений. Понятие условий жизни комнатных растений.

Значение света для роста и развития комнатных растений
Световой режим растений.

Практическая работа: фенологические наблюдения за
растениями в условиях разной степени освещённости. Ознакомление с тематикой опытнической работы, цели и задачи. Методика проведения опыта. Заполнение дневника юного опытника.

6.2. Влажность и состав воздуха как факторы роста растений.
Взаимосвязь между температурой и влажностью. Приёмы создания оптимального воздушного режима растений.

Практическая работа «Способы повышения влажности — разработка проектов».

6.3.     Водный режим растений. Способы определения влажности почвы. Виды и способы полива растений.

Практическая работа: экологическое обследование помещения. Определение температуры и влажности воздуха, величины естественной освещённости.

Творческое задание «Комнатные растения и условия их
жизни в помещении».

6.4.     Режим питания растений. Подкормка растений, её
значение для роста и развития растений. Виды и типы удобрений. Гидропонный метод выращивания растений.

Практическая работа: подкормка комнатных растений.

6.5. Понятия вегетативного периода и периода покоя растений.
Особенности развития в период вегетации и покоя.

Практические работы: фенологические наблюдения за комнатными растениями: составление календаря ухода за комнатными растениями; обрезка пеларгонии, фуксии, колеуса.

Раздел 7. Размножение и уход за комнатными растениями (42 часа)

7.1. Семенное размножение комнатных растений. Понятие
полового размножения. Семенное размножение комнатных растений, достоинства и недостатки.

Условия прорастания семян, роста и развития сеянцев.
Фазы роста комнатного растения. Пикировка. Посуда и субстраты для посева.

Практическая работа: посев семян цитрусовых, финиковой пальмы, пеларгонии, бегонии.

7.2.     Способы и приёмы вегетативного размножения. Органы вегетативного размножения растений. Способы естественного вегетативного размножения.

Размножение растений делением куста, корневища, корневой порослью, луковицами, прививками. Стимуляторы роста и корнеобразования. Посуда и субстраты для размножения. Уход за укоренёнными растениями.

Практические работы: черенкование травянистых растений, размножение суккулентов, размножение растений делением куста, луковицами.

7.3.     Посадка, перевалка и пересадка растений. Субстраты
для растений, их состав. Посадка молодых укоренённых растений. Понятия перевалки и пересадки, их отличия. Техника выполнения. Особенности перевалки и пересадки различных групп растений.

Ролевая игра «Мы — цветоводы».

Практические работы: определение необходимости перевалки и пересадки растений; пересадка и перевалка суккулентов, лиан, ампельных и луковичных растений.

7.4.     Болезни комнатных растений. Грибковые, вирусные
и бактериальные заболевания растений. Болезни растений, связанные с неправильным содержанием. Способы лечения, профилактические мероприятия.

Практическая работа: определение признаков заболеваний комнатных растений.

7.5.     Вредители комнатных растений. Наиболее распространённые вредители, их отличительные особенности и признаки
поражения растений. Ошибки в уходе за растениями, ведущие к появлению вредителей.

Практическая работа: изучение вредителей и признаков
поражения ими растений.

7.6.     Биологические методы борьбы: полезные насекомые, инсектицидные растения и их использование. Химические средства борьбы, меры предосторожности и техника безопасности при работе с ними. Механические методы, необходимость их использования.

Практическая работа: удаление вредителей комнатных
растений механическим методом.

Раздел 8. Комнатные растения и здоровье человека (16 часов)

8.1. Лекарственные комнатные растения. Видовое разнообразие комнатных лекарственных растений. Растения первой медицинской помощи, основы экологически грамотного их использования.
Простейшие рецепты. Растения-косметологи. Ядовитые комнатные растения, техника безопасности.

Демонстрация слайд-фильма «Комнатные растения и
здоровье человека».

Игра-путешествие «Уроки здоровья с комнатными растениями».

8.2. Экология помещений. Растения-фитофильтры. Влияние загрязнения  воздуха в помещениях на здоровье человека. Источники загрязнения. Способность растений к очистке воздуха. Наиболее эффективные комнатные растения-фитофильтры.

Практическая работа: конкурс проектов «Экология помещений».

Составление эскиза уголка комнатных растений в помещении.

8.3. Микрофлора помещений и здоровье человека. Понятия фитонцидов, фитонцидной активности комнатных растений. Использование фитонцидных свойств растений.

Самостоятельная работа: составление информации «Фитонцидные комнатные растения в борьбе с инфекционными заболеваниями ».

8.4. Душистые комнатные растения. Компьютеры и комнатные растения.

Условия содержания растений, способствующие эффективному воздействию на организм человека. Тренинг «Душистая аптека».

Практическая работа: восприятие и описание запахов
целебных растений. Круглый стол «Здоровье дарят комнатные
растения». Обмен опытом по использованию оздоровительных

свойств комнатных растений.

Раздел 9. Итоговые занятия (6 часов)

9.1. Интеллектуальная игра. Брейн-ринг «Человек и цветы».

9.2. Творческий отчёт членов кружка.

9.3. Презентация растений комнатного сада. Рефлексия состоявшегося взаимодействия.

9.4. Выставка творческих работ учащихся: рисунков, фотографий, проектов озеленения, фитокомпозиций.

9.5. Поощрение активных членов кружка.

9.6. Награждение грамотами.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

– основные виды цветочно-декоративных культур: однолетников, многолетников, декоративных кустарников;

– основные виды комнатных растений;

– основные приемы работы с живыми цветами и сухоцветами;

– основные приемы работы с садовыми инструментами.

Учащиеся должны уметь:

–  ухаживать за цветочными растениями в течение всего вегетационного периода;

– разработать проект миксбордера или клумбы, подобрать растения и высадить их;

– разработать эскиз и изготовить  цветок из  таких материалов как: шерсть, соломка,    бумага и т.д.

–  заготавливать, хранить и подготовить к работе различный природный материал: цветы, солому, мох, ветки, листья и т.д.

–  разработать проект декоративного изделия и выполнить: флористическую открытку, бутоньерку, рождественскую елку, венок, коллаж, шерстяной цветок, соломенный паук и т.д.

Формы подведения итогов реализации программы

Для  подведения  итогов  реализации программы  эколого-биологического  профиля «Комнатное цветоводство» проводится мероприятие в форме экологического  праздника.

Может использоваться анкетирование обучающихся, тестирование и собеседование.

По  основным  изученным  разделам проводятся зачёты, конкурсные выставки, семинары-практикумы, публикация материалов проектов на сайте учреждения.

Формы и методы реализации программы

Для реализации программы эколого-биологического профиля «Комнатное цветоводство» используются как традиционные, так и инновационные методы работы.

Приоритетными формами педагогического взаимодействия при реализации программы являются групповая и индивидуальная.

Инновационными организационными формами проведения занятия являются преимущественно занятие-экскурсия, лабораторный практикум, учебно-полевой практикум, занятие мастер-класс, занятие-мозговой штурм, занятие-игра-путешествие, межпредметное занятие, турнир знатоков и др.

При организации учебного процесса на занятиях объединения по интересам можно использовать следующие методы:

  • методы формирования экологического сознания (объяснение,

рассказ, беседа, лекция, диспут, пример, консультация, показ опытов, слайдов, видеофильмов, дидактические игры, настольно-печатные и словесные игровые упражнения, игры-занятия, творческие игры, ролевые игрыи др.)

  • методы организации эколого-биологической деятельности

(лабораторный опыт, практическая работа, учебно-полевая практическая работа, экскурсионная деятельность, практическая природоохранная деятельность, работа с литературой и информационными источниками, самостоятельная работа, творческие задания, дистанционные методы обучения и др.)

  • методы стимулирования эколого-биологической деятельности

(конкурсы-выставки, конкурсы, турниры, праздники, защита творческих, учебно-исследовательских работ, перспектива, ситуация успеха и др.)

  • методы контроля и оценки эколого-биологической деятельности

(контрольно-диагностические методы, анализ результатов деятельности, интерактивные, рефлексивные методы).

Литература и информационные ресурсы

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 400с. // Национальный реестр правовых актов РБ №2/1795 от 17.01.2011 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2011. Режим доступа: http://www.pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=hk1100243/ – Дата доступа: 01.12.2014.
  2.  Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: прил. к постановлению М-ва образования Респ. Беларусь от 14.12.2006 № 125. – Минск: Учреждение «ГИАЦ М-ва образования РБ», 2006. – 30 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.bntu.by/images/stories/stud_sovet/inf/concept_nepr_vospit.rtf. – Дата доступа: 01.12.2014.
  3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo. – Дата доступа: 17.07.2017.
  4. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2016-2020 годы: утв. Постановлением М-ва образования РБ от 22 февраля 2016 №9 // Портал М-ва образования Респ. Беларусь //Нормативные правовые акты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.edu.gov.by/ page 14301. – Дата доступа: 01.03.2016.
  5. Галузо, И.В. Учебная программа факультативных занятий для общеобразовательных учреждений «Энергия и окружающая среда» 5 (6,7,8) класс / И.В. Галузо, С.П. Докиш, А.Е. Ковалева. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 26 с.
  6. Грабчикова, Е.С. Я, Энергия и окружающая среда: факультативные занятия во 2-4 классах: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Е.С. Грабчикова, Л.Ф. Кузнецова, В.Л. Маевская. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2013. – 96 с.: ил.
  7. Программы объединений по интересам эколого-биологического профиля: для рук. об-ний по интересам (кружков) учреждений внешк. Воспитания и обучения, общеобразоват. Учреждений / Л.А. Банько [и др.]; под ред. С.С. Кашлева. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009. – 216 с.
  8. Сборник нормативных документов/ Министерство Образования Республики Беларусь; ред. кол.: Б.В. Иванов [др.]. – Минск: Национальный институт образования, 2011. – 32 с.

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела образования,

спорта и туризма Жлобинского

райисполкома

______________ А.Н.Соловьёв

________.______.2019

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.